К сонму киноадаптаций культового готического романа Брэма Стокера "Дракула" (Bram Stoker's "Dracula", 1897) решил добавить собственную и некогда очень популярный, но в последнее время сильно сдавший и оскандалившийся Люк Бессон. Чёрная полоса в карьере и жизни которого началась во второй половине "десятых" с провала его мегаамбициозной и супердорогой (около двухсот миллионов евро!) фантастики "Валериан и Город Тысячи Планет" ("Valerian and the City of a Thousand Planets", 2017), чуть не потопившей его кинофирму EuropaCorp. А на личном фронте на волне получившего большой резонанс во всем мире "социального" движения #MeTo Бессона обвинила ни много ни мало в изнасиловании (!) до этого никому неизвестная голландская актрисулька Сэнд Ван Рой (Sand Van Roy), к которой присоединились и другие женщины, правда, с гораздо более "мягкими" обвинениями в неподобающем сексуальном поведении. Естественно, Бессон всё отрицал, но массовая "отмена" некогда любимого зрителями режиссера уже пошла, в результате чего его следующий фильм "Анна" ("Anna", 2019) в прокате тоже провалился, после чего Люк решил сосредоточиться на решении своих юридических вопросов и спасении находящейся в жёстком предбанкротном состоянии EuropaCorp. И обе эти задачи ему решить удалось. Для утопающей в долгах (181 миллион долларов, на минуточку!) EuropaCorp он смог найти американского инвестора (Vine Alternative Investments), который хоть и спас компанию от кредиторов, но получил, при этом, мажоритарную долю в 59.65%. А свои личные проблемы он решил во французском суде, который в июне 2023-го окончательно снял с режиссера все обвинения. После чего окрыленный успехами Люк решил вернуться в большое кино.
Однако его "comeback" оказался не впечатляющим, ибо снятый им еще в 2022-м довольно камерный триллер "Dogman" (2023) не снискал особого успеха у критиков (59% "свежести" на Rotten Tomatoes) и не покорил финансовые чарты, собрав во всем мире чуть больше четырех миллионов долларов, что на фоне предыдущих коммерческих успехов Люка просто смешно. Однако на этом фильме режиссер "влюбился" в исполнившего главную роль американского актера и музыканта Калеба Лэндри Джонса, которого он посчитал большим талантом и с которым очень захотел снять что-то ещё. И этим "чем-то ещё" стал "Дракула", который появился не от любви Бессона к культовому литературному источнику или вампирскому хоррору, а исключительно из-за желания запихнуть своего нового любимчика в какой-нибудь подходящий, по его мнению, проект. И роль легендарного вампира, как посчитал Люк, идеально подходила под фактуру и "великие" актерские таланты Калеба. О которых мы подробнее поговорим чуть позже, а сейчас окунемся в уже пересказанный на экране бесчисленное количество раз сюжет, куда любвеобильный пузатик Бессон, впрочем, внёс собственные "коррективы".
Набожный военачальник Валлахии пятнадцатого века Влад третий по прозвищу "Дракула" безумно любил свою молодую жену Элизабету, которую перед очередной битвой с турками отправил из своего замка вместе с небольшим конвоем в другой город, а сам перед побоищем попросил у бога лишь одного - сохранить жизнь его любимой во что бы то ни стало. Однако конвой ждала лесная засада, в результате которой Элизабета умирает на руках мужа, после чего разъяренный и убитый горем Дракула публично отрекается от бога и становится бессмертным вампиром, посветившем сотни лет бесплодным попыткам найти по всей Европе реинкарнацию Элизабеты. Но однажды в конце девятнадцатого века в мрачный замок Дракулы приезжает молодой юрисконсульт Джонатан, фирма которого желает выкупить у графа его собственность в Париже, где как раз собираются отпраздновать столетний юбилей французской революции. Дракулу всё это не особенно интересует, и он уже готов убить Джонатана, но тот умоляет его сохранить ему жизнь ради любви, ибо молодой человек до своей командировки в Трансильванию успел попросить руки юной красавицы Мины, портрет которой он показывает Дракуле и тот узнает в ней свою Элизабет. Оставляя Джонатана в живых, граф спешно отправляется в Париж, где Мину уже успела "окучить" одна из его подручных вампирш, Мария. Которую, в свою очередь, "приняли" в стенах психиатрической клиники доктора Дюмонта, куда заявился "церковный спецпредставитель" из тайного ордена, занимавшегося изучением вампиров и охотой на самого главного "демона" уже почти четыре сотни лет. Проведя допрос Марии с пристрастием, священник выяснил, что её хозяин вскоре приедет в Париж ради встречи с Миной, ну а дальше всё было уже делом техники. Упустив графа в Париже, небольшая группа "борцов с вампиризмом" отправляется в "логово зверя" в Трансильванию, куда уже успел вернуться Дракула с Миной, которая постепенно вспомнила свою прошлую жизнь. Но их романтическому вечному союзу не суждено было случиться, ибо замок начали штурмовать румынские солдаты во главе со священником, который сумел найти нужные слова, чтобы уничтожить, таки, супостата...
Когда режиссер откровенно заявляет в интервью, что ни первоисточник, ни сам жанр "готических ужасов" ему не интересен, а проект он решил делать исключительно ради того, чтобы его любимчик сыграл в нём главную роль, - ничего хорошего от такого кино ждать не приходится. И ничего хорошего в нем, за исключением музыки и неплохой, местами, кинематографии, нет. Потому что музыку к фильму написал недавно также сексуально оскандалившийся, но от этого не переставший быть талантливой легендой Дэнни Эльфман (Danny Elfman), а кинематографией занимался действительно неплохой оператор-постановщик Колин Вандерсман (Colin Wandersman), снявший ленту в ультрашироком формате 2.39:1, из-за чего наиболее эффектно она будет смотреться на действительно больших экранах. Из положительных моментов это всё. Если не считать как всегда великолепного дважды оскароносца Кристофа Вальца в роли священника, на которого единственного из всего каста приятно смотреть, хотя он здесь, по сути, просто отбывает номер. Но его "номер" хотя бы забавный, и Кристоф даже при явном отсутствии режиссерской работы с собой вполне может выдать на-гора "стандартного Кристофа Вальца" за которым интересно наблюдать. В то время как все остальные актёры, за парой редких исключений, тут очевидно не на своих ролях, и почти весь каст ленты, по сути, тотальный МИСкаст!
Что ещё больше усугубляет откровенно слабый сценарий с кучей идиотской отсебятины Бессона, призванной, вероятно, скрыть полное отсутствие у него новых и свежих идей по поводу экранизации бессмертного творения Брэма Стокера, которое он решил существенно перелопатить, изменив очень много всего. Начиная от мелочей, вроде обстоятельств смерти Элизабеты или целей посещения замка Джонатаном, до весьма существенных моментов, вроде изменения места основного действия с Лондона на Париж, и исчезновения некоторых действующих лиц или замены их новыми персонажами. Это как раз тот самый случай, когда "новое прочтение" классики на самом деле не привносит в неё ничего нового, а лишь портит оригинал совершенно ненужными, а местами и откровенно идиотскими изменениями.
Не лучшим образом дела обстоят у фильма и в плане его режиссерской реализации, которая страдает от скучной затянутости, явно ощущаемой вторичности и местами чуть ли не откровенного плагиата. Так, некоторые визуальные решения и даже целые сцены в первом акте ленты практически кадр в кадр повторяют аналогичные из потрясающей экранизации Фрэнсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola) 1992-го года "Bram Stoker's Dracula". При этом Люк Бессон, по-моему, так до конца и не определился с жанровой принадлежностью фильма, который снимает. Что это, вампирский хоррор? Мелодрама? Черная комедия? Или зрелищный боевик? Лично у меня на этот вопрос нет ответа, ибо в картине в разных пропорциях намешаны все эти жанры, которые никак не стыкуются друг с другом, из-за чего многие эпизоды превращаются в откровенный фарс, а почти весь третий акт получился у Бессона просто диким балаганом, на фоне которого нелепые попытки "поддать романтики" смотрятся просто смешно.
Как смешно, зачастую, тут смотрятся почти все "серьезные" сцены, в которых просто вопиет тот факт, что многие актеры этого фильма не на своем месте. И я вполне допускаю, что Калеб Лэндри Джонс артист действительно талантливый и в подходящих для него ролях блистает, но только не здесь. Ибо у него довольно специфическая внешность, и Дракула в его исполнении тут выглядит как минимум странно, а написанные для него сцены и диалоги тоже не спасают положения, буквально заставляя зрителя вопить "не верю!". При этом в некоторых эпизодах, мягко говоря, спорные, вроде накрашенных длинных ногтей, режиссерские и визуальные решения Бессона вообще делают этого персонажа откровенной пародией на самого себя.
Не лучшим образом тут обстоят дела и с женскими ролями, куда набрали, если честно, непойми кого. В двойной роли Мины/Элизабеты должна "звездить", по идее, очередная представительница обширного киносемейства Аркетов, - дочка Розанны Аркетт (Rosanna Arquette) Зои Блю, но со своими откровенно "сделанными" губами на представительницу аристократии пятнадцатого и даже девятнадцатого века она никак не тянет, а её неуклюжие попытки "сыграть любовь" никаких чувств, кроме снисхождения, у зрителя не вызывают. Еще хуже обстоят дела с её "подружкой" Марией в исполнении итальянки Матильды Де Анджелис, которая во многих местах очень "кринжово" переигрывает, что, в общем то, неудивительно, зная методы работы Бессона с актерами (поставить в сцену и крикнуть им "экшен" ;)). На своих местах тут, по сути, лишь французы Гийом де Тонкедек в роли всему удивляющегося доктора Дюмонта, и Эвен Абид в роли невозмутимого Джонатана. Ну и Кристоф Вальц тоже, как я сказал уже выше, как обычно хорош, но это всё вопреки, а не благодаря.
Ибо "благодаря" откровенно сдавшему в последнее время Бессону мы получили не действительно новое и интересное кинопрочтение культовой литературной классики, а во многих местах нелепое и скатывающееся в откровенный фарс попурри из разных жанров, которые ни сами по себе в пространстве фильма, ни уж тем более вместе не работают. При этом стоило это удивительное кино от сорока до сорока пяти миллионов евро, которые инвесторы, скорее всего, обратно не получат. Ибо на данный момент в мировом прокате фильм заработал чуть меньше семи миллионов долларов, а в Штатах его прокат начнется, если начнется, только в первом квартале 2026-го, где я вангую ему также серьезный провал. Не стоило Бессону лезть в хоррор-классику, ей-богу, это явно не его. Поэтому и рекомендовать к просмотру новую ленту некогда суперкоммерческого и чуть ли не культового европейского постановщика я вам не могу. Не нужен вам ТАКОЙ "Дракула", честное слово! И ставлю фильму я "трояк" лишь только из-за действительно классной музыки Эльфмана, как всегда великолепного Кристофа Вальца и бывших кинозаслуг пузатика, потому что без них это было бы твердое "два" ;)
43
Dracula: A Love Tale / Дракула: История Любви (a.k.a. Дракула) (2025)



В главных ролях:

Калеб Лэндри Джонс
(Caleb Landry Jones)
Влад / Дракула (Vlad / Dracula)

Кристоф Вальц
(Christoph Waltz)
Священник (Priest)

Зои Блю
(Zoe Bleu)
Элизабета / Мина (Elisabeta / Mina)

Гийом де Тонкедек
(Guillaume de Tonquedec)
Дюмонт (Dumont)

Матильда Де Анджелис
(Matilda De Angelis)
Мария (Maria)

Эвен Абид
(Ewens Abid)
Джонатан (Jonathan)
Режиссер:

Люк Бессон
(Luc Besson)
Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.
Комментарии (2):