1984-й год стал поворотным моментом для маленькой независимой киноконторы двух евреев из Нью-Йорка, TROMA Entertainment, которая в течение десяти лет со дня своего основания в 1974-м с трудом выживала, снимая низкопробные дешевые секс-комедии и прокатывая в немногочисленных "артхаусных" кинотеатрах купленное ими за копейки независимое "авторское" кино. Но в 1984-м у них вышла снятая за полмиллиона долларов супергеройская сплэттер хоррор-комедия "The Toxic Avenger", поначалу никем не замеченная, но со временем получившая популярность угарного "полуночного фильма" в культовом артхаусном кинотеатре Нью-Йорка Bleecker Street Cinema, который показывал её целый год без перерыва, наработав ленте за это время отличный "сарафан". Видя такое, совладельцы ТРОМЫ Майкл Герц и Ллойд Кауфман (Michael Herz, Lloyd Kaufman) быстро сориентировались, и в апреле 1986-го повторно выпустили "Токсичного Мстителя" в уже гораздо более широкий прокат, где фильм собрал приличную по их меркам кассу в несколько миллионов долларов, а потом заработал еще больше на видео, не только став по-настоящему культовым, но и породив целую медиафраншизу. В рамках которой вышло три непосредственных сиквела; детский (!!!) мультсериал "Toxic Crusaders", правда, быстро закрытый; видеоигра для игровых консолей NES и SEGA Genesis, и портативной консоли GAME BOY; одноименный "вне-бродвейский" мюзикл; и вот теперь еще высокобюджетный (по сравнению с оригинальным фильмом) голливудский ремейк, или, скорее, ребут.
   Разговоры про который начались еще в 2010-м, когда Ллойд Кауфман неожиданно заявил, что "Токси" будет переснят в Голливуде в "family friendly" формате с "подростковым" рейтингом PG-13. Фанатов это сильно удивило и, мягко говоря, не обрадовало, но в 2013-м появились новости, что к проекту приписан Арнольд Шварценеггер (!), который через пару лет из него выбыл, а в 2016-м прошла информация, что одним из продюсеров выступит Гильермо Дель Торо (Guillermo del Toro). Дальше громких анонсов и слухов дело, впрочем, не двигалось, пока на арене не появилась LEGENDARY Pictures, в декабре 2018-го заявившая о том, что выкупила права на производство ребута, к чему подтянула и ТРОМУ в лице её основателей, ставших одними из продюсеров. И дело, наконец то, сдвинулось с мертвой точки. Весной 2019-го был объявлен режиссер и автор сценария "нового Токси", Мэйкон Блэр, а в ноябре 2020-го к нему присоединился самый "звездный" карлик Голливуда, Питер Динклэйдж. После чего проект уже было не остановить, и летом 2021-го года его наконец-таки сняли в Болгарии со следующим сюжетом.
   В небольшом американском городке St. Roma Village химическая фабрика концерна BTH токсичными отходами отравляет всё вокруг, а её коррумпированный владелец Боб Гарбингер не стесняясь сотрудничает с мафией и раздает взятки городской администрации, устраивающей в его честь торжественные мероприятия. На одном из которых к его столику подошел скромный уборщик Уинстон Гуз (Winston Gooze), попросивший решить вопрос с его медицинской страховкой. Но вместо этого получивший пулю в голову и скинутый в резервуар с токсичными отходами, где он превратился в мутанта-супергероя по прозвищу "Токси", который самыми кроваво-радикальными методами стал разбираться с городской преступностью, постепенно подбираясь к Бобу Гарбингеру, подручные которого взяли в заложники его сына.
   Если честно, сама идея влить нормальные бабки в ремейк/ребут/переосмысление пускай в определенных кругах и культового, но УЛЬТРАтрэшового "Токсичного Мстителя" с фирменным неполиткорректным черным юмором Ллойда Кауфмана и свойственным ему "fuck you" месседжем, с моей точки зрения довольно странная. Но в LEGENDARY, видимо, работают действительно очень большие фанаты ТРОМЫ, решившие, что одним провалом больше, одним меньше, для их серьезной компании, поставившей кучу мегадорогих блокбастеров, не имеет большого значения. И поэтому с легким сердцем выделили на производство необходимый бюджет, сумма которого не раскрывается, но он явно довольно внушительный. Ибо в фильме не только задействованы действительно известные широкому зрителю актеры, но и все технические аспекты выполнены на очень высоком уровне, включая по большей части практические эффекты.
   Самый известный и "прайсовый" на данный момент "голливудский карлик" Питер Динклэйдж играет, разумеется, главного героя, - рядового уборщика на химическом заводе BTH Уинстона Гуза, вынужденного не только в одиночку воспитывать красящего ногти в черный цвет приемного сына Вэйда, но и узнающего, что из-за обширной опухоли жить ему осталось в лучшем случае год. Питер, правда, играет здесь только "нормальную" версию своего героя и озвучивает его "мутировавшую" версию, а в костюме "Токси" бОльшую часть фильма отдувается за него англичанка Луиза Геррейро (Luisa Guerreiro). Как всегда великолепный Кевин Бейкон отлично играет владельца химической корпорации Боба Гарбингера, заботящегося исключительно о собственном благополучии и ни перед чем не останавливающегося для достижения своих целей. А в роли его уродливого брата "квазимодо" мы можем видеть как всегда забавного Элайджу Вуда, известного своей искренней любовью к жанровому кино.
   Правда, на этом проекте очевиден тот факт, что буквально ВСЕ причастные к новой версии "Токсичного Мстителя" безумно любят оригинал и понимают толк в жанровом кино, поэтому "ребут" получился у его создателей не просто качественным, а по-настоящему угарным. И им действительно удалось грамотно "обновить", а точнее почти полностью переработать исходный материал таким образом, чтобы сохранить фирменную сатирическую безбашенность ТРОМЫ и оставить множество забавных отсылок к фильму 1984-го года, но при этом аккуратно срезать слишком острые углы и убрать зачастую откровенно детсадовский юмор Ллойда Кауфмана, который часто не работает и в его собственных проектах. А тут черный юмор действительно к месту и в большинстве случаев работает прекрасно, ибо Мэйкон Блэр не только написал отличный сценарий, но и грамотно поставил ленту с тонким чувством ритма и правильными акцентами. И, разумеется, по большей части "практической" кровью, которой здесь гораздо больше и выглядит она, естественно, гораздо круче, чем в оригинале.
   В плане продакшена эти две ленты вообще нельзя сравнивать, потому что оригинал Ллойда Кауфмана был снят за относительно небольшие даже по тем временам деньги, по сути, на коленке, в то время как здесь у создателей с бюджетом проблем явно не было, и все технические аспекты выполнены на очень хорошем уровне. Поэтому фильм может похвастаться не только известными и крутыми актерами, но и отличной стильной картинкой и впечатляющими спецэффектами. Ну и конечно пару сисек нам тоже показали, куда ж без них :) Правда, если в оригинале обнаженка была необходимой частью фильма в плане его потенциальной привлекательности для тогдашней молодой аудитории, то в новой версии она используется исключительно как прикол, ибо обнаженки нынче вокруг везде столько, что она перестала быть чем-то необычным.
   В то время как действительно качественная адаптация трэш-культа с очень правильным "вайбом" до сих пор вещь необычная, и новый "Токсичный Мститель", с моей точки зрения, одно из лучших, если вообще не лучшее за последнее время "переосмысление" культовой классики, сделанное реальными фанатами с очень правильным пониманием того, как именно надо снимать такие проекты. По своему настроению и безбашенной атмосфере этот фильм очень напоминает "Бомжа с Дробовиком" Джейсона Айзнера (Jason Eisener's "Hobo With A Shotgun", 2011) с той только разницей, что там весь фильм был классной стилизацией под угарное жанровое кино восьмидесятых, а новый "The Toxic Avenger" удачно "сидит на двух стульях", совмещая отвязную низкобюджетную полулюбительскую безбашенность ТРОМЫ с современным киноязыком, реально талантливым кастом и качественным продакшеном.
   Но это качество, естественно, не гарантирует финансового успеха, с чем у картины, как мне кажется, будут проблемы. Ибо закончена она была ещё в 2023-м году, после чего её показали на нескольких фестивалях, где публике фильм очень понравился, но ни один дистрибьютор не выразил желания купить картину для широкого проката, в кулуарах называя её "unreleasable" ("непрокатной"). Что, в общем то, не удивительно, ибо для "мэйнстримовой" публики как тогда, так и сейчас, "Токсичный Мститель" - явный неформат и "пощечина общественному вкусу" с гигантским количеством циничного кровавого насилия и острой социально-политической сатирой. Почти два года продюсеры искали для ленты прокатчика, и в итоге после грандиозного коммерческого успеха "Ужасающего 3" ("Terrifier 3", 2024) ими стали бутиковые американские дистрибьюторы Cineverse и Iconic Events Releasing, решившие, что теперь они великие специалисты в выпуске "неформата" на большие экраны. Но то, что сработало у них с "Ужасающим", не сработало с "Токси", и несмотря на внушительные две тысячи экранов (1995, если быть точным), в Штатах в свой дебютный уикенд фильм не вошел даже в десятку боксофиса, стартовав с одиннадцатого места и собрав лишь два с небольшим миллиона долларов, что, как вы понимаете, не густо. Хорошей кассы в "домашнем прокате" фильм уже точно не сделает, но и в остальном мире он вряд ли много соберет, ибо основные фанаты ТРОМЫ живут как раз в Штатах, а "рядовые зрители" такое смотреть явно не будут, даже при наличии известных имен на афише. Что ярко иллюстрирует случай на моем сеансе, где кроме меня еще сидела "каноническая" семья, состоящая из пузатого папы, слегка хабалистой мамы и их десятилетнего сынишки. Увидев их, я сразу прикинул, через какое время они встанут и свалят из зала, и лишь чутка ошибся, ибо ушли они уже через двадцать пять минут, хотя я отводил им не больше пятнадцати. И это, на самом деле, для "понимающих" людей является показателем высокого качества фильма! ;)
   Коммерческие показатели которого, впрочем, пускай волнуют продюсеров, потому что мы, как зрители, получили угарнейшее в своей безбашенной отвязности жанровое кино и лучший за последнее время ребут культовой классики с нормальным бюджетом и "именитыми" актерами. Посмотреть который вы просто обязаны сейчас в кино, чтобы рассказывать потом своим внукам и правнукам, что обновленные приключения "Токси" вы видели в настоящем кинотеатре на большом экране вместе с другими зрителями, часть из которых, я уверен, уйдут с сеанса ГОРАЗДО раньше конечных титров... ;)