Дебютировав в 1980-м году после своей работы в порнушке "Маньяком" ("Maniac", 1980), Уильям Лустиг показал инвесторам, что может снимать коммерчески успешные жанровые ленты, ибо при более чем скромном бюджете в 350 тысяч "Маньяк" собрал в прокате аж 6 миллионов. Однако его следующего фильма пришлось ждать три года, и снимался он тоже в весьма ограниченных финансовых условиях, хотя и с намного бОльшим размахом и с кучей вполне известных хороших актеров. Двое из которых, Ричард Брайт и Джо Спинел (Joe Spinell) снялись в легендарном "Крестном Отце" ("The Godfather", 1972) и его сиквелах, например. И если у Ричарда в "Виджиланте" довольно большая роль, то звезде "Маньяка" Джо Спинелу Уильям Лустиг дал лишь небольшую роль коррумпированного адвоката, по причине того, что актер к тому времени уже конкретно "злоупотреблял". Как алкоголем, так и наркотиками, а посему работать с ним было очень непросто и даже его небольшую роль пришлось снимать гораздо дольше из-за постоянных опозданий Джо или его появления на площадке в малоадекватном состоянии. Зато Роберт Форстер с Фредом Вильямсоном отработали "на все сто"!

Роберт играет здесь простого работягу Эдди Марино, семья которого пострадала от банды уличных отморозков. Его жену жестоко искалечили, а маленького сына и вообще - убили, при этом главарь банды, благодаря коррумпированному адвокату и мудаку-судье, отделался двумя годами условно. Услышав этот вопиющий приговор Эдди не выдержал и набросился на судью с кулаками, за что его самого посадили на небольшой срок в тюрячку. Где ему наверняка прочистил бы "очко" здоровенный негрила, если бы не заступничество авторитетного престарелого негра, которого играет один из самых уважаемых афроамериканских актеров того времени Вуди Строд (Woody Strode). Выйдя из тюрьмы с неимоверным желанием отомстить, Эдди обращается к своему коллеге по работе Нику, который сколотил группу городских виджиланте для вне юридической борьбы с разгулявшейся в Нью-Йорке преступностью, и вместе с ними отправляется на дело...

Очевидно, что сюжет картины "инспирирован" популярным фильмом с Чарльзом Бронсоном (Charles Bronson) "Death Wish" (1974), хотя Лустиг снимал "Виджиланте" гораздо "жестче", без разрешений, в реально очень нехороших криминальных кварталах Нью-Йорка, и зачастую вообще ночью. Благодаря чему от картины просто-таки веет неподдельной аутентичностью, вклад в которую внесли не только "злые улицы" крупнейшего мегаполиса Штатов, но и действительно классные актеры. Особенно запоминается тут колоритный Фред Вильямсон, у которого роль Ника в этом фильме я считаю одной из лучших. Отлично смотрится в образе простого работяги, сначала безоговорочно верящего в систему, а потом жестоко в ней разочаровавшегося, и Роберт Форстер. Он, кстати, получил эту роль благодаря случаю. Изначально Эдди Марино должен был играть симпатяжка Тони Мусанте (Tony Musante), но по каким-то причинам он из проекта выбыл, и тогда Билл Лустиг вспомнил про Роберта Форстера в "Аллигаторе" ("Alligator", 1980) и предложил ему главную роль в своем фильме.

Который он снял не только аутентично, но и вполне качественно с хорошим и разнообразным экшеном, включая автомобильные погони и кровавые убийства, из-за жестокости которых картине не хотели присваивать вожделенный рейтинг "R" без сокращений. И двадцать пять лет жанровая публика была вынуждена смотреть чутка покоцанную цензорами прокатную версию, пока Уильям не сподобился в 2008-м году выпустить свой фильм на собственном же видеолэйбле Blue Underground в оригинальном не порезанном виде на BD. Разница, впрочем, на мой взгляд не существенна, но всегда, естественно, лучше смотреть "режиссерскую", чем "цензорскую" версию.

Как и его полнометражный кинодебют "Маньяк", в прокате Штатов "Виджиланте" собрали неплохие бабки, - чуть больше пяти миллионов долларов, а также сделали хорошую кассу в Европе, особенно в Англии, где лента продержалась на первой строчке видеопрокатного рейтинга аж 6 месяцев кряду. А вот где картину совсем не приняли, так это в Японии, что, с моей точки зрения, довольно странно, ведь япошки любят кровавые американские боевики. Но тут на вкус и цвет, как говорится...

На мой же вкус "Виджиланте" получился у Лустига очень неплохим, но до "пятерки", к сожалению, не дотягивает. Все-таки не получается у него снять жанровое кино без огрехов, ну вот никак, и все его фильмы это либо крепкий середнячок, либо откровенно дешевый трэш вроде "Дяди Сэма" ("Uncle Sam", 1996). Зато в видео бизнесе Уильям полностью раскрылся, этого у него не отнять :) Посмотреть эту картину я рекомендую всем поклонникам "revenge movies" и задействованных в ней актёров, которые тут реально очень хороши. Особенно Фред с Робертом!