Человек просыпается в кубическом помещении белого цвета, одетый в тюремную робу с его именем. В середине каждой из шести стен находится небольшая дверь-люк. Человек поднимается с пола и открывает одну из дверей, ведущую в точно такую же кубическую комнату красного цвета. Почти такую же... Перебравшись туда, человек останавливается и, через мгновение, - разваливается на мелкие кубики, разрезанный металлической сеткой...
...Так начинается один из самых необычных, оригинальных и глубоких фантастических фильмов последнего времени - Куб. Шестеро людей собраны вместе в ограниченном пространстве куба, который сам является одним из бесконечного числа идентичных кубических комнат разного цвета. Некоторые из них - безопасны, в некоторых размещены смертельные ловушки. У каждого из этих людей есть определенного рода способности: Квентин - физически сильный полицейский, Ливен - одаренная студентка математического колледжа, Холловей - врач, Ворт - как он сначала представился - бюрократ невысокого уровня, на самом же деле - разработчик внешней оболочки куба, Казан - аутист (душевнобольной, однако, обладающий феноменальными вычислительными способностями), Ренне - специалист по побегам и ловушкам, сбежавший из 7 тюрем, кроме этой... (Символично, что имена героев - это названия тюрем в Канаде.) У каждого из этих людей есть маленький ключик к спасению, ключик, предназначение которого герои постепенно выясняют по ходу действия фильма, используя свои способности и познавая природу куба и самих себя...
Хотя в основе фильма и лежит классическая ситуация, обыгранная уже несчетное количество раз, о небольшой группе людей, волей случая и обстоятельств заключенных в некоем замкнутом пространстве и вынужденных искать из него выход, борясь за собственное существование, в "Кубе" эта, казалось бы, вполне стандартная ситуация реализована настолько нестандартно и оригинально, что это поднимает данную реализацию буквально на недосягаемую высоту. Начав бороться вместе против системы, против КУБА, постепенно герои начинают бороться и друг против друга, а в глобальном плане - против самих себя, против человеческой природы как таковой. Систему разрушить невозможно, но уничтожить человека - вполне. И делают это в основном не ловушки, а сами же люди. КУБ - это фантастическая аллегория нашего существования, той жизненной системы, в которой все мы обитаем, системы - убивающей нас физически и морально, заставляющей нас убивать друг друга, не замечая того, что все это делает система - вполне слаженный и самостоятельно развивающийся организм. И ирония заключается в том, что выжить внутри этой системы может только сумасшедший (по меркам системы) человек, который живет по своим внутренним правилам и законам, который независим...
Фильм снят молодым Канадским режиссером Винченцо Натали на смехотворные деньги (365.000 долларов), за ограниченное время (21 съемочный день) и в одной декорации. Но то, что в конечном итоге получилось, на порядки превосходит многомиллионную продукцию Голливуда абсолютно по всем статьям, включая визуальную. Казалось бы - как можно снять перемещение группы людей по абсолютно одинаковым (за исключением цвета) кубическим помещениям, не нагнав при этом на зрителя неимоверную скуку и тоску? Оказывается, можно: фильм не отпускает от экрана ни на минуту, создавая при этом жуткую атмосферу паранойи, клаустрофобии и безысходности, во многом благодаря необычной, виртуозной и исключительно изобретательной работе оператора. Дизайн (и вообще работа художника) также выше всяких похвал - куб выглядит так, будто ты находишься внутри знаменитой шкатулки Лемаршана из фильма Hellraiser. Актерский состав так же подобран исключительно удачно и играет на пределе своих, далеко не маленьких, возможностей, что заставляет зрителя почувствовать себя участником событий, отчего становится по настоящему жутко...
Прокатная судьба фильма сложилась более чем удачно, в одной только Франции (как известно Европа всегда была более склонна к психологическим фильмам, нежели красивым голливудским пустышкам) он заработал более 10 миллионов долларов. Не прошел фильм не замеченным и на родине, собрав на весьма скромном количестве экранов более 2 миллионов, что говорит о грандиозном успехе для подобной картины. Вполне очевидно, что всевозможными призами и огромным количеством номинаций на оные "Куб" так же обделен не был...
Фильм не дает простых ответов на сложные вопросы - он заставляет думать. Он заставляет бояться. Он заставляет посмотреть на себя, и на мир, в котором мы обитаем с других точек зрения, он, в чем-то, даже меняет человека. Фильм настолько силен, что даже на протяжении нескольких часов после просмотр, он держит зрителя в себе, не отпуская. Фильм заставляет возвращаться к себе снова и снова, переосмысливая реальность... "Куб" - это шедевр, который никого не может оставить равнодушным, и посмотреть его, как я считаю, просто необходимо.
15 марта 2007, 04:00 Хуго Баскервиль
Прочитал рецензию и кинулся смотреть сей шедевр.
Результат - полнейшее разочарование и досада.
Игра актеров - на трояк с минусом. Динамичность сюжета - отсутствует, спецэффектов два: один в начале, один еще через минут 15, далее все обходится без них. "Психологизм" на уровне детских сказок. Зевал три четверти фильма.
Декартовы координаты и прочая муть, очевидно, должны были указывать зрителю на высокую интеллектуальную планку. Однако, бездарно играющие актеры свели на нет все, что нагородил сценарист.
Итог:
Кошмарное кино. Крайне претенциозно и настолько же беспонтово.
21 июня 2007, 17:20 роман
Нефиг ругаться! Клёвый фильм! В рецензии всё по делу и по теме, всецело поддерживаю. Актёрская игра вполне адекватна для немажорного фильма. За полторы копейки ребята состряпали остроумное и необычное кино, а это очень замечательный факт, даже сам по себе :) Я был под впечатлением. Мне и идея понравилась, и воплощение. И сиквелы. Оба :) Я извращенец, по-видимому :)
16 января 2013, 10:51 Ah
Фильм уже оставил такой жирный отпечаток в кинематографе, что критиковать его всё равно что против ветра дуть.