Проект экранизации небольшого рассказа великого классика ужасов Говарда Лавкрафта "Тень над Инсмутом" (Shadow Over Innsmouth, H.P. Lovecraft) был на разных стадиях разработки в течение аж пятнадцати (!) лет. Но лишь с переездом Брайана Юзны (Brian Yuzna) в Испанию и открытием им собственной производственной конторы Fantastic Factory под крылом испанского киногиганта Filmax, реализация проекта стала реальностью. Юзна, со свойственным ему азартом, сразу взялся за дело основательно, и вот уже на столе перед его хорошим другом, а по совместительству и одним из лучших "постановщиков-лавкрафтоведов", лежали пять миллионов долларов бюджета и "отмашка" сверху - "Снимай!". Безусловно, Стюарт Гордон от такого предложения не отказался (тем более что под крылом у своего друга ему была гарантирована полная творческая свобода), и летом двухтысячного года приступил к съемкам фильма в небольшом городке на побережье Испании. В результате его усилий получилось следующее...
...Две американские пары, пожилые владельцы яхты и их молодые друзья-миллионеры отдыхали в море рядом с испанским побережьем, когда неожиданно разразился шторм и яхту отнесло на скалы. Молодая пара, Пол и Барбара, отправились на надувной лодке к небольшому прибрежному городку, чтобы позвать на помощь, в то время как владельцы яхты остались на борту, ибо женщине во время катастрофы защемило ногу. Добравшись кое-как до города, Пол и Барбара не встретили на улицах ни одного человека, и лишь странные хоралы доносились из местной церкви, которая явно была не храмом Христовым. Очень скоро истинное положение вещей прояснилось: оказалось, что все без исключения местные жители уже давно поклоняются морскому божеству Дагону, принося ему человеческие жертвы, и еще никто из случайных приезщих не покидал живым территорию города. Удастся ли это сделать Полу и Барбаре? Вряд ли...
Оригинальный рассказ Лавкрафта "Shadow Over Innsmouth" - очень маленький, и "вытянуть" из него полнометражную картину вообще невозможно, но нет ничего невозможного, когда очень хочеться, не так ли? Следуя этому простому принципу, сценарист Денис Паоли (Dennis Paoli), написавший сценарии чуть ли не ко всем основным проектам Гордона и Юзны, включая легендарного "Реаниматора" ("Re-Animator", 1985), взял за основу для своей работы рассказ "Shadow Over Innsmouth", а в качестве дополнительного материала использовал еще и содержание рассказа "Dagon". Поэтому по сути дела этот фильм основан на материале двух рассказов Лавкрафта, хотя большая часть взята, конечно, из "Shadow Over Innsmouth". Но даже двух коротких рассказов не хватило для полноценной добивки до "полного метра", в результате чего концовка фильма страдает затянутостью и вполне безболезненно из финального варианта картины можно было бы выкинуть минут пятнадцать-двадцать.
Стюарт Гордон известен прежде всего тем, что, адаптируя рассказы Лавкрафта (а на его счету такие фильмы, как "Реаниматор" ("Re-Animator", 1985) и "Извне" ("From Beyond", 1986) под современные реалии (как известно, Лавкрафт писал свои основные творения в двадцатые-тридцатые годы прошлого века), у него феноменальным образом получалось не потерять уникальной лавкрафтовской атмосферы недосказанного ужаса, притаившегося в сумрачных тенях. Это свое качество с годами Гордон не растерял, что и можно воочию наблюдать в "Дагоне". Практически весь фильм не переставая льет дождь, и сумрачная атмосфера полумертвого прибрежного города, населенного страшными и злобными жителями, передана режиссером просто идеально, в результате чего зритель с головой погружается в иррациональное бытие этого места. Способствует нагнетанию "эффекта присутствия" и очень качественный звук, который буквально обволакивает слушателя со всех сторон плотной стеной дождя, заставляя ежиться от сырости и вздрагивать от глухих звуков погони. Что и говорить, атмосфера Гордону удалась на славу, и зритель действительно может почувствовать потусторонний ужас лавкрафтовских рассказов, однако затянутость, как я уже говорил, не идет на пользу фильму, и в некоторых моментах начинаешь откровенно скучать. Учитывая относительно малобюджетный характер продукции, техническое исполнение картины очень неплохое. Честно говоря, я сильно боялся дешевых CGI-эффектов, которые так плохо выглядели в финале юзновского "Фауста" ("Faust: Love Of The Damned", 2000), но здесь компьютерщики явно постарались. Конечно, все "графические" фрагменты легко идентифицируются, но выполнены они на достойном уровне и их немного, поэтому негативного впечатления от их присутствия не возникает. Что же касается специального грима и аниматронных спецэффектов, то тут придраться и вообще не к чему - сделано все грамотно и на хорошем профессиональном уровне.
Многие люди отмечают плохую игру актеров в испанских "жанровых" картинах, и в частности в фильмах Fantastic Factory. Что ж, местами я могу согласиться с этим мнением, ибо действительно, "оскароносных" перформансов в этом фильме вы не увидите, равно как нету там и "громких имен", за исключением, пожалуй, ветерана испанского кино Франциско Рабаля (Francisco Rabal), памяти которого посвящена эта лента (актер умер в августе 2001-го года, незадолго до выхода фильма в прокат). Но наряду с этим, особенных актерских прорывов от основных действующих лиц (не говоря уже о массовке) и не требуется, поэтому можно сказать, что игра актеров в этой картине вполне адекватна.
В широком прокате фильм, естественно, нигде не шел, за исключением Испании, и в большинстве стран мира вышел сразу на видео. Поклонники Стюарта Гордона и его видения произведений Лавкрафта вряд ли будут разочарованы этой картиной, и им можно смело рекомендовать ее к приобретению. Что же касается "general public", то тут тоже вряд ли есть какие-либо "противопоказания" - скорее всего, среднестатистическому зрителю фильм будет понятен и, возможно, даже приглянется. Ну, а поклонникам творчества великого американского писателя Говарда Лавкрафта данную картину иметь в коллекции нужно обязательно, ибо как экранизация прозы писателя этот фильм очень и очень хорош, впрочем, как обычно у Гордона...
29 августа 2007, 17:15 Андрей Паломник
Лично мне фильм показался дешевой телепостановкой. Все компьютерные эффекты выполнены на очень примитивном уровне, чем сильно режут глаз. Первая ассоциация – телесериалы класса «Ксены» как по спецэффектам, так и по актерской игре. Но больше всего поразили откровеннейшие киноляпы: сначала персонаж Эзра Годдона проникает в машину и обрывает провода, пытаясь классически завести машину путем их скручивания, но не успевает этого сделать и убегает то недругов в пешую (причем поступает как пятнадцатилетняя блондинка и бежит в незнакомый дом). Во время второй попытки бегства на колеснице он невозмутимо включает зажигание с помощью ключа! А чего стоит недорусалка-недогаргона Макарена Гомес, манящая объект своей односторонней любви тремя ногами-щупальцами, а потом эротично ковыляющая за ним явно на паре вышеуказанных конечностей… Единственный, на мой взгляд, реальный вариант – третья конечность была фаллосом (хотя, судя по пышным грудям…). Тогда все становится на свои места: в постели, глядя на объект вожделения он «подрос», ну а среди горящих собратьев «ушел в себя». Но если пытаться найти логическое объяснение всем подобным техническим недочетам, то на просмотр фильма уйдет часов двенадцать, не меньше. Лично я, к сожалению, не могу похвастаться таким избытком свободного времени...
10 сентября 2007, 04:17 А вам какое дело?
Иди в жопу, ценитель хуев
29 августа 2007, 18:26 Павел
Конечно, все субъективно, но для меня Дагон один из лучших фильмов жанра последних лет. Стюарт Гордон вообще не снимает проходных фильмов. Его Реаниматор, Колодец и Маятник, Чудовище из Замка шокирующие и великолепны. В отличие от былых мастеров Хупера или Крейвина скатившихся в последних кино поделках на полный отстой.
Конечно, спецэффекты не самые крутые.. но и бюджет..зато атмосфера ужаса и отчаяния главного героя... внушает!
19 декабря 2007, 13:58 В@дик
Лично мне "Дагон" очень понравился, особенно привлек персонаж обаятельной актрисы Макарены Гомес, и сыграно неплохо, как их ни хаят, а фильм занимает почетное место в моей коллекции и вполне заслуживает оценку в 10 баллов, побольше бы таких фильмов и поменьше бы уродов которые нехрена в таких фильмах непонимают.
14 марта 2008, 19:25 Хоха
приятные актеры + эффект присутствия + отличный звук + убедительный стиль + занятная история = 10 баллов
29 октября 2008, 09:16 linyok
"Оригинальный рассказ Лавкрафта «Shadow Over Innsmouth» — очень маленький, и «вытянуть» из него полнометражную картину вообще невозможно, но нет ничего невозможного, когда очень хочеться, не так ли? "
Ну это вы загнули. :) Тень над Иннсмаутом вообще-то повесть, причём немаленькая. Это даже кажется самое крупное, что он написал сам.
В целом - не любитель видения Гордоном Лавкрафта.
26 января 2009, 02:27 Taira
Отличный фильм...Рассказ конечно же лучше, но я очень доволен фильмом...9 баллов :)))
Честно говоря, ожидал полного бреда, а оказалось очень даже ничего:)
Поклонники Лавкрафта (как я :D) останутся довольны...
------------------------------------------------------------------------------------
"...А чего стоит недорусалка-недогаргона Макарена Гомес, манящая объект своей односторонней любви тремя ногами-щупальцами, а потом эротично ковыляющая за ним явно на паре вышеуказанных конечностей… Единственный, на мой взгляд, реальный вариант – третья конечность была фаллосом..."
Бля, ну ты и остряк, пестец... Крититик, хуев...попробуй сам хотя бы клип снять...Фильм отличный по сравнению с тем мусором который чаще всего теперь снимают...
И вообще Макарена Гомес отличная актриса, и очень красивая ♥_♥
12 марта 2010, 18:01 Дохлый
В фильме отличная атмосфера, смотрится интересно, без провисаний.Стюарт Гордон отличный режиссер, и я тоже считаю, что этот фильм - один из лучших представителей жанра за последнее время.
02 сентября 2010, 22:21 emperor
Фильм очень хороший. Со сложной довольно абстрактной атмосферой. Не нагружен смыслом, который не отвлекает а дает погрузиться в причудливый нездоровый мир. Все очень органично. Искать в этом фильме логику это значит совершить ошибку.
19 июня 2011, 20:59 Maldoror
на мой взгляд будь фильм снят десятилетием раньше с использованием аниматронники и кукольных монстров было бы гораздо красивее
но и без этого это один из самых хорошо смотрящихся экранизаций Лавкрафта