После выхода откровенно экспериментальных и созерцательно-атмосферных "Повелителей Салема" ("The Lords of Salem", 2012), в которых он явно пытался подражать культовым классикам итальянского и европейского жанрового кино семидесятых и восьмидесятых, Роб Зомби неоднократно заявлял, что в обозримой перспективе ничего больше, во всяком случае жанрового, снимать точно не будет и сосредоточится на музыке. Но, как это часто бывает с "последними турами" у музыкантов, - обманул, и уже через два года стало известно об его новом проекте "31", на который он решил собирать деньги с поклонников модным нынче краудфандингом на не особенно известной у нас платформе fanbacked.com. Причем аж два раза, и в результате насобирал достаточно, чтобы весной 2015-го "независимо" за 20 дней снять свой новый фильм с кучей известных по его прежним картинам любимчиков и неизменной женушкой Шери Мун Зомби в одной из главных ролей.
В канун Хэлловина пятерых участников передвижного карнавала похищают на ночной дороге и бросают в заброшенном индустриальном здании на растерзание маньякам в клоунском гриме. Их цель, - во что бы то ни стало победить в "игре 31", - за двенадцать часов любой ценой выжить, что сделать, как вы понимаете, будет очень непросто. Если вообще возможно.
Идея нового фильма пришла к Робу после того, как он прочитал газетную заметку с интересной статистикой о том, что в канун Хэлловина (31 октября, отсюда и название ленты) в Штатах людей пропадает больше, чем во все другие дни года. И когда кинопроект "Broad Street Bullies" о хоккейной команде Philadelphia Flyers, над которым он работал в течение двух лет, так и не смог перейти из затянувшейся фазы "препродакшена" в фазу реального производства, в одном из телефонных разговоров со своим продюсером Роб сказал, что он мог бы прямо сейчас по телефону придумать ему новый фильм, который тот смог бы успешно продать и снять до того, как "Broad Street Bullies" перейдет к реальным съемкам. А сюжет его будет таков: "В канун Хэлловина пятерых людей похищают и привозят в некое место где заставляют сражаться с клоунами, чтобы выжить". После небольшой паузы на том конце провода ему сказали: "Я думаю, мы сможем это продать". :) Таким вот вполне обычным для Голливуда образом и завертелся новый хоррор-проект Зомби.
Куда он пригласил кучу людей из других своих фильмов, а именно: Майкла Элкотта, Элизабет Дэйли, Джинджер Линн и Лю Темпл из "Изгнанных Дьяволом" (Michael 'Red Bone' Alcott, Elizabeth Daily, Ginger Lynn, Lew Temple, "The Devil's Rejects", 2005); плюс Торстена Вогеса, Джеффа Дэниела Филипса, Мег Фостер и Джуди Гизон (Torsten Voges, Jeff Daniel Phillips, Meg Foster, Judy Geeson) из "Повелителей Салема". Ну и до сих пор очень подтянутую жену Шери Мун Зомби и импозантного седовласого Малколма МакДауэла, который сыграл доктора Лумиса в двух его "Хэлловинах" (Dr. Samuel Loomis, "Halloween" (2007), "Halloween II" (2009)), разумеется, куда же без них! Актерский состав ленты у него получился, безусловно, отличный, равно как и стилизация под его любимые семидесятые, в которых действие картины, собственно, и происходит (конкретно в 1976-м). Стилизация эта, правда, у него особо хорошо видна в начале и в конце ленты, с особенной цветовой палитрой и манерой съемок, в то время как в середине фильма, во время самой "игры", я не сказал бы, что эта эстетика сохраняется, ибо и цветовая палитра там другая, и есть немало моментов с безумно дергающейся камерой, что фильмам семидесятых не было свойственно. Зато им был свойственен социальный нигилизм, который в "31" нам Роб демонстрирует по полной программе, местами даже, как мне кажется, перегибая палку. Так, например, самый первый "клоун" у него, - мексиканский карлик-фашист "Sick-Head" с нарисованными гитлеровскими усиками и нацистским алтарем с портретами Гитлера и двумя женскими трупами с вырезанными на них свастиками :)
Другие же маньяки, кроме одного, получились у него чуть менее колоритными и более, что ли, стандартными, - пара инфернальных клоунов "Schizo-Head" и "Psycho-Head" с бензопилами, и "сладкая парочка Секс и Смерть", - немецкий верзила "Death-Head" в балетной пачке с шипастой битой и его спутница "Sex-Head" с цепями и заклеенными черным скотчем сосками. Но всех их переплюнул Ричард Брейк в образе "Могильщика", как наши прокатчики перевели "Doom-Head", который показал не только высочайший класс игры, но и бездонно-черную психологическую бездну, не побоюсь этого пафосного слова, своего персонажа. По сути, этот фильм является актерским бенефисом Ричарда, хотя экранного времени у него совсем немного.
Сам Зомби в интервью называет "31" на данный момент своим "самым брутальным фильмом", о чем косвенно говорит тот факт, что MPAA два раза влепило ленте "взрослый" прокатный рейтинг NC-17, и лишь на третий раз цензоры снизошли до R, после многочисленных правок. Однако во время просмотра я не сказал бы, что картина уж прямо запредельно брутальна. Бесконечно циничная и ультранигилистичная, - да; брутально-кровавая, - разумеется, но таковыми были и "Изгнанные Дьяволом", с которыми у "31" стилистически и тематически много общего, и которые, на мой взгляд, были побрутальнее последнего творения Роба. Где он в очередной раз уделял внимание больше форме, а не содержанию, сосредоточившись на гротескных образах маньяков и стилизации, а не сюжете (которого, по сути, и нет) или психологических портретах своих главных героев. При этом картина по своей стилистике и атмосфере весьма неоднородна, и если в некоторых моментах у Роба действительно все получается очень хорошо, вроде начала и концовки фильма, немногочисленных сцен с напудренными устроителями "игры" и эпизодов с учатием Ричарда Брейка, то в других частях ленты он теряет хватку и они получаются у него не особо впечатляющими или попросту "не работают", как некоторые сцены убийств, например, или беготни главных героев от маньяков по индустриальным коридорам то-ли заброшенной ТЭЦ, то-ли какого-то завода. Хорошо, что хоть на этот раз он не стал из себя корчить Лючио (Lucio Fulci), хотя и тут без отсылок к культовой классике, разумеется, не обошлось, просто на этот раз многие из них уж слишком неочевидные и заметить их сможет только очень эрудированный и сообразительный киноман, к которым я, видимо, не отношусь, потому что в упор не вижу там "омажа" на "The Rocky Horror Picture Show" (1975), а он там, если верить Робу, есть :)
Снятый за недорого (бюджет нигде не разглашается, но он явно не больше его предыдущей работы, снятой всего за полтора миллиона), очередной "независимый" проект Роба в реальном прокате смогут увидеть лишь жители нескольких стран, включая Россию, в то время как на остальных территориях он идет прямиком на видео, и даже в Штатах его сначала выкидывают на VOD-сервисы (с 16-го сентября), и лишь 21 октября он пойдет в ограниченном (читай, всего несколько экранов) театральном прокате, с которого денег, разумеется, никаких не соберет. Но и затраты на его производство частично легли на плечи преданных фанатов, так что многочисленные продюсеры, коих было аж 25 (!) человек, я думаю, все-равно не будут в накладе, равно как и сам Роб, который уже, наверное, привык снимать с небольшими бюджетами, зато с полным креативным контролем. И я уверен, что снимать он продолжит, но если судить по этой ленте, то идеи у него, к сожалению, заканчиваются, ибо фильм сам по себе хоть и неплохой, но уже очевидно местами вторичный...
19 сентября 2016, 04:18 Weirdo
"омаж' Rocky Horror Picture Show - это сцена ужина, в ходе которого в столе обнаруживается труп, из которого ужин и приготовлен.:)
19 сентября 2016, 06:09 Serega
Ебать! Точняк, но я не проссал :)
19 сентября 2016, 13:05 Андрей Паломник
Так в Даун Хаусе ж тоже была такая сцена)))
19 сентября 2016, 11:59 Distortion
Робушка Зомби продолжает насиловать труп, выдавая свои детские поллюции за мифическую брутальность, а переходы из moviemaker - за стилистику.
Ну, и новые горизонты Шери Мун Зомби: теперь мы можем лицезреть даже волоски под её нижней губой. В следующем фильме, видимо, нас ждёт колоноскопия: только туда старина Роб ещё с камерой не залез.
Итоговая оценка удивила донельзя.
16 декабря 2016, 22:12 Ah
При всём уважении (кроме Хеллоуинов) к творчеству Зомби, это его самый слабый фильм. Конечно рядовым современным Джеймсовановцам до него как до луны, но сам Роб планку не преодолел.