"-Зачем вы снимаете кино?
-Чтобы экспериментировать с существующим миром."
Из интервью Дэвида Линча, май 1987 года.
Свой первый полнометражный фильм художник-сюрреалист Дэвид Линч начал снимать случайно. Просто однажды, от нечего делать, он взял в руки кинокамеру и 2 месяца снимал ею все, что попадалось ему на глаза. А когда пришло время проявки, то выяснилось, что камера была неисправна и отснятый материал оказался чем-то малопонятным. Линч его, однако, выкидывать не стал, а решил использовать для создания своего дебютного полного метра о ...
Генри Спенсере, странном молодом человеке со стоящими дыбом волосами, который жил в маленькой серой квартирке с окном, смотрящем на кирпич. С тех пор как его бросила девушка Мэри, единственным развлечением Генри становится наблюдение за пыхтящим радиатором, в котором явно кто-то живет. Но неожиданно это занятие прерывается звонком Мэри, которая приглашает его в дом своих родителей. А уже на месте выясняется, что причиной приглашения стал факт рождения недоношенного уродца, напоминающего глиста с недоразвитой человеческой головой. В связи с этой неприятностью Генри приходится взять Мэри в жены, но та, не выдержав инфернального плача уродливого младенца, уходит, оставив парня один на один с чудовищем, которое превратит его, и без того страшную и странную жизнь, в скользкий тошнотворный комок ночных кошмаров...
Мое описание, - это лишь один из вариантов трактовки сюжета, в то время как на самом деле у меня есть такое подозрение, что и сам Линч не вполне понимает, что именно он снял за пять лет работы над этим фильмом. За эти полдесятилетия актер Джек Нэнс (лишь в этом фильме указанный в титрах под своим настоящим именем Джон), получавший в неделю двадцать долларов, не требовал ничего, кроме "комнаты со стулом". Его игра является, по сути, гвоздем картины, потому что зритель легко отождествляет себя с человеком, который, запутавшись, уже не может отличить сон от реальности, превращая свою жизнь в поток иррационального, и мне кажется, что каждый из нас подсознательно боится стать Генри Спенсером. А еще у меня возникло стойкое ощущение, что поведение Нэнса в строгих рамках кадра является естественной реакцией на события, происходившие за и в его пределах. Однако спросить его об этом уже никто не сможет, потому что 30 декабря 1996 года жизнь постоянного актера Линча трагически оборвалась, после участия в бытовой драке.
"Eraserhead" воздействует на зрителя почти физически, будто стараясь сломать его и подчинить своей, никому не ведомой, воле. Обрывы действия, странный шумовой фон в качестве звукового сопровождения, отсутствие в повествовании логики и неожиданные мелкие детали (часы с одной стрелкой, например) действуют на зрителя не хуже профессионального гипноза, порождая странную реакцию – отдельные сцены, несмотря на их отвратительность, еще раз хочется пересмотреть и тщательно обдумать.
То, как снимался этот фильм, стало уже легендой и много где обсуждалось. В частности, известно, что Линч нагружал операторскую тележку мешками с песком, чтобы добиться невыносимой медленности её движения. А по поводу того, как Линчу удалось оживить на экране бесформенного монструозного младенца до сих пор ведутся споры, хотя по-моему это очевидно, – младенец является зародышем какого-то животного, управляемый аниматронно, то есть это кукла, которую двигал сам Линч, скрываясь от зрителя под столом и используя давно известный иллюзионистам трюк с искаженной перспективой.
Я никогда не был конформистом, более того, считаю себя скорее неформалом и поклонником сюрреализма, но эта лента Линча не доставила мне удовольствия. Просто есть такие фильмы, которые нужно переваривать, а эта картина будет переваривать ВАС, и Линч, как Доктор Франкенштейн, создал существо, живущее своей жизнью. Впрочем, творческие люди зачастую имеют склонность вдохновляться весьма странными объектами для создания потрясающих вещей, и "Голова-ластик" не стал исключением. Им вдохновлялись такие известные любителям кино личности как Джон Уотерс и Барри Зонненфельд (John Waters, Barry Sonnenfeld), который использовал одну из шокирующих сцен "Головы-ластика" для создания смешного трюка в "Людях в Черном" ("Men in Black", 1997). Кроме того, это был любимый фильм Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick), существенно повлиявший на его шедевр "Сияние" ("The Shining", 1980), хотя Кубрик, на мой взгляд, немного перестарался, показав ленту Линча всей съемочной группе своего фильма для создания потусторонней атмосферы. Одним словом, с выходом "Eraserhead" мировая кинематографическая общественность обрела себе нового кумира, - весьма спорного, но, безусловно, экстравагантного и интересного режиссера Дэвида Линча.
Но стоит задаться вопросом, - обретёте ли после просмотра этой ленты что-то вы, или наоборот, потеряете? Ведь спокойно этот фильм может посмотреть совсем не каждый, а тот, кто сможет это сделать, думаю, должен провериться у психиатра. Поверьте мне, как киноману с достаточно большим зрительским багажом, не зря, ох не зря этот фильм включен в список "20 самых опасных фильмов" журнала Premiere, и если с остальными пунктами в этом списке я могу поспорить, то с этим согласен на все 100%. Дебютная полнометражка Линча хорошо подходит для расширения границ сознания, но в этой деятельности он, к величайшему сожалению, перегибает палку, рискуя снести очень многим людям "крышу", выражаясь образно. Скажу честно, это был первый фильм, где запаздывающий гнусавый перевод, не слишком хорошее качество изображения и отсутствие финальных титров вызвали у меня радость, так как сбивали навязчивую темпоритмику самой ленты. На мой взгляд, ещё более смотрибельный вариант, – с рекламными паузами.
"Eraserhead" однозначно стоит смотреть не всем. Мимо него совершенно точно не могут пройти люди, увлекающиеся сюрреализмом (им такие вещи надо видеть для общего развития, а вот уважать или любить – уже по желанию) и поклонники творчества самого Линча, но закавыка состоит в том, что предугадать индивидуальную реакцию подсознания на подобное кино почти невозможно. Оно способно вызывать самый широкий спектр чувств, от паранойи и ночных кошмаров до восторга и вдохновения, все зависит от индивидуальной личности. Я мог бы поставить этому фильму 5 баллов за прекрасную игру Нэнса, новаторский подход к видеоряду и значение этой ленты для современного кинематографа в целом и кинематографического сюрреализма в частности, если бы не один факт. Каждый раз, когда я натыкаюсь на это название, у меня перед глазами встает вопрошающий и тревожный взгляд Генри Спенсера-Джека Нэнса и начинает заунывно скрежетать мелодия, от которой тяжело отделаться перенапряженному мозгу, "In heaven, everything is fine"...
22 марта 2010, 01:25 Weirdo
Собственно, где картинки? Без картинок нещетово! [проверяет настройки браузера]
Рецензия хорошая, только автор, по-моему, лишней жути нагнал. Ничего такого прям опасного в фильме нет, ИМХО. Кино как кино. Хотя одна сцена меня действительно потрясла, не скрою. Когда герой среди ночи достает из под одеяла глистов и кидает их об стену. :)
А песня вообще шедевр. На нее, кстати,сделали кавер мои любимые Pixies.
И да, вряд ли кто-то стал бы тратить пять лет жизни на то, значения чего до конца так и не понял. Линч гениальный рассказчик, даже если, на первый взгляд, и рассказывать-то нечего.:)
22 марта 2010, 01:27 Heat86
Согласен с предыдущим оратором насчет "страха нагнал")
Рецензия хороша, читается легко - автору новых творений)
22 марта 2010, 01:45 Коля Логан (Kloga)
"Собственно, где картинки? Без картинок нещетово! [проверяет настройки браузера]"
С картинками вышла не очень хорошая ситуация, т.к. у меня копия низкого качества, у Сергея Меренкова его в коллекции нет вообще, а те картинки чтое есть в сети - не доставляют. :(
"Рецензия хорошая, только автор, по-моему, лишней жути нагнал. Ничего такого прям опасного в фильме нет, ИМХО. Кино как кино. Хотя одна сцена меня действительно потрясла, не скрою. Когда герой среди ночи достает из под одеяла глистов и кидает их об стену. :)"
Моя рецензия ведь тоже ИМХО, да я и написал, чо реакция на этот фильм у каждого будет сугубо индивидуальной и предугадать её невозможно. Субъективно мне фильм показался опасным и я счёл, что надо предупредить об этом людей, которых его ещё не видели.
"А песня вообще шедевр. На нее, кстати,сделали кавер мои любимые Pixies."
Песня действительно интересная, но прилипает как банный лист ,вместе с видеорядом ...
"И да, вряд ли кто-то стал бы тратить пять лет жизни на то, значения чего до конца так и не понял. Линч гениальный рассказчик, даже если, на первый взгляд, и рассказывать-то нечего.:) "
И тем не менее, сам Линч старательно держит смысл фильма в секрете. А пять лет объянсяются все-таки, наверное, бюджетными затруднениями.
"Рецензия хороша, читается легко - автору новых творений)"
Спасибо на добром слове, но "читается легко" не только и не столько моя заслуга, сколько Сергея Меренкова, которому огромное спасибо за то, что он рецензию отредактировал. Он действительно убрал многие ненужности, но при этом рецензия все равно осталась моей, перечитывая её я узнал в ней свой текст.
Загадывать наперед не буду, но надеюсь, что новые творения будут. :)
22 марта 2010, 01:50 leeloo
Фильм отличный. И подумать есть над чем, и визуально красиво. Песня девушки из батареи просто завораживает.
Я тоже согласна насчет "страху нагнал". От фильма максимум остается неприятный осадок.
Рецензия хорошая, автору желаю побольше новых рецензий)
22 марта 2010, 02:03 Коля Логан (Kloga)
Опять же, спасибо на добром слове. :)
22 марта 2010, 02:33 Потс
Если кому интересно по этому фильму можно виртуально прогуляться вот тут - http://www.worldofdavidlynch.com/eraserhead/couloir/appartement/index.html
Так же на сайте можно прогуляться по Твин Пиксу, Синему Бархату, Потерянному Шоссе и тд.
22 марта 2010, 02:50 Коля Логан (он же Kloga и Николай Ерёмин)
Забавная штуковина.
А есть ещё такая :
http://www.onesadmonkey.com/blog/wp-content/uploads/2008/10/eraserhead-squish-the-evil-spermies3.swf
22 марта 2010, 03:29 Ah
Как человек в тринадцать лет впервые попавший к психиатру, заявляю, что смотрел этот фильм не меньше девяти раз (причём первые два раза, подряд). Усугубило ли это мою шизоидную психопатию? Нет!
Меня вообще часто удивляют реакции зрителей которых, например, рушили в обморок фильмы "Антихрист" Фон'Триера или "Кинопроба" Миике. Кино, это произведение искусства и, по моему, реагировать на него так неадекватно могут только заранее нездоровые люди. Список "опасных" фильмов, несусветная собачья чушь доморощенных "умников".
Что же до "Головы ластика", то это шедевр гения, и я восхищён поступком Кубрика - Браво, (и как жаль что Вас с нами уже нет).
Короче, люди, не бойтесь смотреть великое кино, каким бы трёпом не было оно опошлено. Смотрите "Сало" Пазолини, "Крысятник" Озона, "Антихриста" Триера, "Кинопробу" и "Посетителя Q" Миике, смотрите Линча, Кубрика, Кроненберга, Херцега, Шванкмайера, Гринуэя и, обязательно, смотрите "самый отвратный фильм всех времён" "Розовые фламинго" Уотерса.
Но только если вы ПРАВДА любите кино.
22 марта 2010, 06:42 Kloga (Коля Логан, Николай Ерёмин)
Ну я же писал, что моя рецензяи ИМХО. :)
К тому же, Кроненберг, Кубрик, Уотерс, Шванкмайер и иже с ними мне вполне нравятся. Да и Линч, но местами. После "Ластика" я его недолюбливаю.
Я вовсе не писал что "Голова-ластик" плох, я лишь напсиал , что он может быть опасен. :)
В целом, этот фильм хорош уже тем, что стал вдохновением для многих классных режиссеров и фильмов, включая Кубрика, съемочной группе "Сияния" которого я искренне сочувствую, т.к. "Голова-ластик" - кино всё-таки не для широких масс. :)
22 марта 2010, 06:45 Kloga (Коля Логан, Николай Ерёмин)
А вас, Ah можно уважать за вашу сугубо свою точку зрения по любому фильму. Надеюсь, она когда-нибудь выльется врецензию на что-нибудь. ;)
Но "Антихрист", "Кинопроба", даже "Сало или 120 дней Содома" такого эффекта как "Голова-ластик" на зрителя не производят.
22 марта 2010, 12:36 аноним
огромное спасибо за рецензию, все определения в точку. хочется добавить лишь, что есть версия, согласно которой в "голове-ластике" Линч сублимировал свои страхи, связанные с опытом отцовства. новорожденный ребенок, действительно зачастую мало похожий на человеческую особь, трансформируется в какую-то личинку, бесконечный плач - в ультразвуковые вопли и т.д. такая трактовка мне кажется очень точной. насчет восприятия фильма и его "не опасности" - мне довелось смотреть фильм в компании человека, только что узнавшего, что его девушка в тайне от него сделала аборт. после первого получаса фильма парня можно было увозить на скорой психиатрической помощи. именно "гинекологический" оттенок всех показаных в "голове-ластике" ужасов его пробил очень серьезно. а перень был ментально крепкий, Андреаса Шнааса любил...
22 марта 2010, 15:08 Коля Логан (Kloga, Николай Ерёмин)
Спасибо за комментарий, он подтверждает мое мнение о том, что реакция на фильм зависит от индивидуальности зрителя и она может быть абсолютно непредсказуемой. Да и сама точка зрения интересная.
22 марта 2010, 14:56 Руперт Пампкин
ГоловаЛастик – самый лучший фильм ужасов всех времён ЖВИМХО. Я его присматривал более 50 раз. Особенно хорошо смотреть его ночью с выключенным светом сидя прямо перед телевизором.
22 марта 2010, 15:11 Коля Логан (Kloga, Николай Ерёмин)
Чтобы смотреть его раз 50 ночью с выключенным светом, нужно быть очень редким человеком. :)
А у вас после этих 50 ночных просмотров с нервами ничего не было ?
Ещё, извинте кончено, а что значит "ЖВИМХО"? Ну, "ИМХО" понятно а "ЖВ" - это что ?
22 марта 2010, 18:06 Руперт Пампкин
Просто Линч мой любимый режиссёр, вот и пересматриваю его фильмы так часто, вот 29 серию Твин Пикс я смотрел, наверное, более 100 раз.
^с нервами ничего не было ?^ = нет, всё нормально, фильм вообще мне не показался страшным.
ЖВИМХО – это так теперь модно говорить в интернете, не ужели вы за модой не следите?
22 марта 2010, 20:05 Коля Логан (Kloga, Николай Ерёмин)
Я за модой вообще почти не слежу (так, лишь общие тенденции), а в интернете - тем паче. :)
22 марта 2010, 18:34 John Crow
1 Роль ребёнка-мутанта «играл» забальзамированный зародыш телёнка, но Линч так и не открыл секрет, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. Послее съёмок режиссёр лично похоронил его.
2 Первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне в возрасте 35 лет. Новым оператором стал Фредерик Элмс.
Спасибо за рецензию
22 марта 2010, 20:09 Kloga (Коля Логан, Николай Ерёмин)
1. Насчёт того, чей это был зародыш, теленка или нет - доподлинно неизвестно. :) А что до того как снималось, хоть Линч секрета и не раскрывает, понятно что он просто двигал тельце, а в тех сценах , когда оно лежит на столе, Линч скрывался под ним, спрятанный с помощью иллюзионистского трюка.
2. Да, этот факт просто не попал в рецензию.
22 марта 2010, 18:45 Ah
Теперь рецензия выглядит полновесно, отличные кадры.
Ожидал море критики по поводу комментария, но теперь просто благодарен автору за понимание.
А по поводу "выльется в рецензию на что-нибудь" то это, конечно, можно осуществить, но не раньше чем я сдам ГОСЫ (а они это страх).
22 марта 2010, 19:09 Руперт Пампкин
Да, но кадры плохого качества, сделаны с пиратского диска.
22 марта 2010, 19:37 John Crow
А разве качество лучше существует ?
22 марта 2010, 20:14 Kloga (Коля Логан, Николай Ерёмин)
Кадры хорошие и качество лучше моего, по крайней мере.
Особенно интересно, что в большинстве Weirdo (которому огромное спасибо за скриншоты) выбрал кадры, которые я сам бы выбрал для иллюстрирования рецензии. :)
22 марта 2010, 21:21 Weirdo
Кадры сделаны с древнего R2 издания 2001 года выпуска. В 2006 вышло издание намного лучше, но у меня его нет. К тому же кадры сняты в программе, где невозможно выставить степень сжатия jpeg и где они по умолчанию выставлены на минимум, наверное. В отличие от той, в которой я делал скриншоты для рецензии на "Мучениц". Там можно было выставить максимальное качество.:)
22 марта 2010, 22:10 Руперт Пампкин
У меня есть последнее издание, такое - http://www.dvdempire.com/Exec/v4_item.asp?item_id=864181
Там всё широкоэкранное и качество идеальное, если надо могу сделать кадры в хорошем разрешении.
22 марта 2010, 22:26 Kloga (Коля Логан, Николай Ерёмин)
Мне кажется, что достаточно и кадров Вирдо. Хотя, если бы вышло сделать скрины одиг-в-один как они но качественнее... :)
22 марта 2010, 22:28 Kloga (Коля Логан, Николай Ерёмин)
Кстати, а какой на этом издании дополнительный материал, если не секрет ?
22 марта 2010, 22:31 Serega_M
Вы уже совсем заморочились тут, я смотрю. Нормальные вполне кадры и сейчас :)
22 марта 2010, 23:02 Руперт Пампкин
Там из бонусов вырезанная сцена, трэйлер и фильм о фильме длиной в час.
Вот скриншоты, если надо:
http://img217.imageshack.us/i/60198334.jpg/
http://img176.imageshack.us/i/73111191.jpg/
http://img217.imageshack.us/i/77954432.jpg/
http://img532.imageshack.us/i/55946478.jpg/
http://img230.imageshack.us/i/96319356.jpg/
http://img707.imageshack.us/i/63578894.jpg/
http://img690.imageshack.us/i/26347245.jpg/
http://img708.imageshack.us/i/21935240.jpg/
http://img532.imageshack.us/i/67610298.jpg/
http://img683.imageshack.us/i/70828568.jpg/
http://img213.imageshack.us/i/59075176.jpg/
http://img686.imageshack.us/i/64097245.jpg/
http://img443.imageshack.us/i/35349075.jpg/
http://img232.imageshack.us/i/81772296.jpg/
http://img682.imageshack.us/i/75888796.jpg/
23 марта 2010, 01:31 Коля Логан (Kloga, Николай Ерёмин)
Скриншоты интересные, хотя я не заметил особого различия в качестве. Разве что то, что у Вирдо, по-моему - 4:3 , а у вас - 16:9.
Сергей, может что-нибудь из этого (что не повторяется) добавить в дополнительные скриншоты ?
23 марта 2010, 01:39 Serega_M
Не, я не буду заморачиваться, и так заебись :)
31 мая 2017, 03:41 DrMaxistein
Упс... один из моих любимых фильмов ))