В 1984-м году Тима Бартона уволили со студии Disney за "растрату" одного миллиона долларов, которые молодой гений пустил на производство короткометражки про замкнутого мальчика и его реанимированного пса под названием "Frankenweenie". А спустя двадцать шесть лет, в середине 2010-го, всё та же студия Disney отвалила уже маститому и суперуспешному Тиму аж тридцать девять миллионов на полнометражный ремейк "Франкенвини", не смутившись ни stop-motion анимации (оригинальный фильм был "живой" продукцией), ни черно-белой "пленки". "Пленки" в кавычках, потому что снимался фильм на профессиональные цифровые фотокамеры Canon EOS 5D Mark II, а значит никакой реальной пленки в процессе его создания использовано не было. Но результат, при этом, оказался "олдскульно-пленочным", ведь Бартон, по сути, снял историю своего детства, в котором было очень много творчества и одиночества...

Школьник Виктор Франкенштейн не имеет друзей, зато у него есть верный пёсик Спарки (Sparky), с участием которого мальчик снимает у себя на чердаке любительские приключенческие эпики и демонстрирует их потом на стенке маме с папой. Папа, впрочем, не очень доволен однобокостью развития своего отпрыска, который интересуется лишь кино и наукой, но не уделяет внимания спорту и социализации. Решив восполнить данный пробел в его жизни, папаша Франкенштейн повел Виктора на бейсбольную игру, во время которой побежавший за мячиком Спарки попал под машину и умер. Не желая мириться с потерей любимца, Виктор реанимирует пёсика с помощью разряда молнии, что становится катализатором дальнейших событий с участием рукотворных монстров, так некстати заполонивших город во время торжественного празднования его основания...

Являясь одновременно пародией и данью уважения классическому фильму Universal 1931-го года "Frankenstein", снятому по мотивам одноименной книги Мэри Шелли (Mary Shelley), картина Бартона одновременно расширяет короткометражный оригинал и эксплуатирует весь попкультурный жанровый багаж, на котором вырос режиссер, начиная от дешевых монстр-фильмов со stop-motion спецэффектами и заканчивая переработанными вещами самого Бартона, давно уже ставшего современным классиком и чуть ли не единственным готическим гением. Вот и в новой инкарнации "Франкенвини" Бартон не изменил себе, снабдив картину огромным количеством вычурной готики и фрик-персонажами, которые особенно эффектно смотрятся, естественно, именно в черно-белом виде. Не забыл режиссер и про своего любимца Винсента Прайса (Vincent Price), образ которого "носит" инфернальный учитель физики с почти непроизносимой фамилией Ржикруски, и про своего любимого композитора Дэнни Эльфмана (Danny Elfman), сочинившего для фильма всю музыку. Не забыл он и про своих любимых актеров, уже снимавшихся в его картинах, вроде Кэтрин О'Хара, Вайноны Райдер и Мартина Ландау. Не упустил из виду Бартон и современные веяния, вроде вездесущего 3D, хотя его использование просто было прописано в щедром диснеевском контракте, ибо 3D тут, если можно так выразиться, "довольно плоское".

Одним словом, все ингредиенты для очередного готического шедевра есть в наличии, но самого шедевра, почему то, у Тима не получилось. Возможно, дело в том, что фильм скорее выглядит как фотокопия его предыдущих работ, нежели самостоятельное оригинальное произведение, а фотокопия всегда бледнее оригинала, пусть не намного, но бледнее. Дизайн и исполнение декораций и кукол отличные, stop-motion анимация без использования компьютера на очень хорошем, хотя и не идеальном (возможно, сознательно), уровне, а многочисленные отсылки к хоррор- и не только классике забавляют. Однако выйдя из кинотеатра большинство зрителей навряд ли скажут, что были на сто процентов удовлетворены увиденным. Вероятно, это проблема ожидания, ибо от Бартона всегда ждёшь нечто гениального, а когда вместо шедевра получаешь просто хороший жанровый продукт, то наступает разочарование, но тут, я думаю, дело не в этом. Просто слишком закормил он зрителя своей вычурной готикой, которая клепается им, по-моему, уже на автопилоте, и после определенного момента начинает восприниматься как нечто не оригинальное и вторичное. Дэнни Эльфман тоже явно был не в лучшей форме, снабдив ленту вполне сносной, но вовсе не хитовой музыкой. Да и сама история для большинства зрителей будет совсем не новой, с ожидаемыми и очевидными сюжетными поворотами, некоторые из которых, конечно, весьма забавны, но не более того. Смеяться в голос, например, во время просмотра вы совершенно точно не будете, хотя ухмылка пару раз и озарит ваши лица, что для Бартона, который МОЖЕТ сделать действительно смешную черную комедию, довольно необычно.

Возможно, это только я испытываю некую "усталость от материала", и менее насмотренные зрители будут от ленты в полнейшем восторге, но ее коммерческие показатели говорят сами за себя и очевидно, что я такой тут не один. Выйдя более чем на трех тысячах экранах с довольно мощной маркетинговой поддержкой (Бартон, все таки!), в свой первый уикенд картина заработала всего одиннадцать с половиной миллионов, оказавшись на пятом месте бокс-офиса, а через неделю она переместилась на седьмую позицию, собрав еще семь миллионов. Для Тима это один из худших показателей в карьере. Не особенно хороши сборы и для всего поджанра stop-motion анимации, что явно не добавит оптимизма студиям по поводу других проектов в этой области. На столь, пусть не плачевный, но весьма кислый результат, повлияли, разумеется, множество факторов, но отрицать того, что сам фильм у Бартона получился не особенно оригинальным и далеко не свежим, прям, как трупик Спарки, просто бессмысленно.

Посмотреть картину стоит всем поклонникам Бартона и любителям черно-белой классики, с которой Тим обращается с пиететом и любовью, но более широкая аудитория, скорее всего, "Frankenweenie" не оценит. Точнее, уже не оценила, если судить по сборам, что, в общем то, довольно ожидаемо.