Летом 1958-го в детском лагере под романтическим названием "Хрустальное Озеро" (Crystal Lake) произошло двойное убийство вожатых, после чего лагерь закрыли. Но "в наши дни" предприимчивый молодой человек Стив Кристи (Steve Christy) решил снова открыть "заведение", вложив туда кучу бабок и пригласив молодых вожатых для подготовки лагеря к летней смене. И все бы у него получилось, если б не таинственный убийца, начавший крошить молодняк одного за другим...
Сюжет очередного низкобюджетного слэшера, призванного "наварить" на жанре, ставшем мегапопулярным после выхода эпохального фильма Карпентера "Halloween" (John Carpenter's "Halloween", 1978), - совершенно вторичен и абсолютно банален, однако именно "Пятнице" отчего то было суждено не только стать одним из самых успешных (по соотношению затраты - прибыль) "независимых" фильмов, но и основать САМУЮ успешную хоррор-франшизу всех времен и народов как по показателям кассовых сборов, так и по своему влиянию на современную поп-культуру. А начиналось все в конце семидесятых с желания Шона Каннингэма название уже кем-то используется, Шон поместил в журнале "Variety" полностраничную рекламу будущего фильма, чтобы с одной стороны застолбить копирайт на себя, а с другой, - через эту публикацию выяснить, есть ли права на "Пятницу" у кого-нибудь еще. В конечном итоге он пришел к выводу, что название "чистое", хотя его дистрибьютор Джордж Мансур (George Mansour) говорил по этому поводу следующее: "До этого уже был фильм под названием Пятница 13-е: Сирота (Friday the 13th: The Orphan), среднего успеха, но его владельцы обещали за название судиться. Я не знаю, заплатил ли им Фил (Phil Scuderi), но в конечном итоге этот вопрос был улажен".
Легко улажен был вопрос и с местом съемок, от которого требовались две вещи - чтобы большинство необходимых локаций там уже находились, и чтобы рядом было озеро. Этим условиям удовлетворял лагерь бойскаутов Nobebosco в Нью-Джерси, который, кстати, функционирует до сих пор :) Соответственно, туда и направилась съемочная группа фильма со скромным бюджетом в 550 тысяч долларов и легендарным ныне Томом Савини (Tom Savini) в качестве мастера по спецэффектам. Том вообще стал первым профессионалом, нанятым в команду фильма, потому что мистер Каннингэм был в полнейшем восторге от его работы над ромеровским эпиком "Dawn of the Dead" (1978), и прекрасно понимал, что таланты Савини для реализации его задумок просто жизненно необходимы. Именно Том, кстати, придумал эпизод с появлением в конце Джейсона из воды, ибо посчитал, что фильму нужна пугающая неожиданностью сцена в духе недавно просмотренной им "Carrie" (1976). Сценарист от этой идеи, кстати, совсем не был в восторге, ибо изначально задумывал Джейсона исключительно как "plot device" истории безумной мамаши, мстящей за смерть сына. (Да да, это спойлер, но по-моему на земле уже просто нет цивилизованного человека, который не знал бы о том, кто убийца в первой части "Пятницы". Этого не знали в 1980-м, но никак не в 2009-м :)) Именно по причине того, что Джейсон изначально был мертв и задумывался Виктором как невинная жертва, а не жестокий злодей, первая "Пятница" и не подразумевала сиквела, который появился лишь благодаря ее феноменальному успеху.
Причем этот бешеный успех лично для меня остается полнейшей загадкой, так как сюжет картины не просто банален, но еще и насквозь вторичен, а ее техническая реализация местами оставляет желать много лучшего. Например, монтаж. Некоторые "экшен" эпизоды фильма смонтированы, мягко говоря, "не очень", а убийства так и вообще, - в большинстве случаев смехотворно короткие. Я уж не говорю о том, что часть из них не показаны вовсе! Таким же печальным образом обстоят дела и с сиськами, которые являются непреложным атрибутом любого слэшера, но которых в первой "Пятнице" почти нет. И это при том, что снимались там молодые и никому не известные старлетки, которых за лишнюю пару сотен к гонорару вполне легко можно было бы "развести" на обнаженку :) Но Шон был, видимо, "честных правил", и никого не разводил, или попросту боялся MPAA, которая наверняка попросила бы его большую часть "безобразий" вырезать, хотя фильм и без сисек подвергся цензурным сокращениям. Касались они, разумеется, сцен кровавого насилия, поэтому всю крутизну работы Савини мы оценить никак не сможем - уж слишком короткими получились эпизоды убийств, хотя нож из горла Кевина Бэйкона выходил довольно эффектно :)
Кстати, о Кевине. Из всех актеров фильма только у него сложилась успешная карьера в кино и на телевидении, в то время как его "соратники по лагерю" в большинстве своем никуда не продвинулись. Впрочем, в случае с исполнительницей роли Алисы это было сознательным решением, так как после выхода первых двух частей "Пятниц" (во второй, как единственная выжившая, она тоже присутствует) ее стал преследовать сумасшедший фанат, и потрясенная этим негативным опытом девушка решила уйти из шоу-бизнеса, сосредоточившись на живописи. Однако скоро у нее должен случиться камбэк в фантастическом фильме "Walking Distance" (2009), так что вполне возможно Адриана уже изжила свои (так и подмывает написать "детские" ;)) страхи и снова начнет активно сниматься. И она, кстати, была не первой претенденткой на роль Алисы. Продюсеры выбрали ее лишь потому, что не смогли заполучить на съемки Салли Филд (Sally Field), которую очень хотел видеть в своем фильме Каннингэм, но Адриана, с моей точки зрения, справилась с поставленной задачей хорошо. Вообще к актерам, как ни странно, у меня здесь нет претензий, кроме тех, которые уже высказали до меня все кому не лень. И претензии эти предъявляют одному человеку - Бэтси Палмер, исполнительнице роли миссис Вурхис. Как признавалась в интервью сама Палмер, она согласилась стать Памеллой Вурхис лишь по причине того, что ей срочно нужны были деньги на покупку новой машины, а прочитав сценарий она назвала фильм "куском дерьма, который все равно никто не будет смотреть". С таким отношением к работе, разумеется, ничего путного не выйдет, поэтому телевизионная звезда Бэтси и переигрывает тут как только может, выдавая на-гора один "безумный" штамп за другим. Это, впрочем, не помешало ей стать одной из хоррор икон, наравне со своим утонувшем сыночком, да и заработать за десять съемочных дней аж десять тысяч долларов. На новую машину ей тогда, наверное, хватило... ;)
Справедливости ради надо сказать, что не смотря на все свои огрехи, первая "Пятница" смотрится довольно бодренько и с интересом, да и некоторые каноны жанра впервые получили свои четкие очертания именно там. К примеру, то правило, что все, кто занимается на экране сексом и другими "плохими" вещами, типа курения "травы", - обязательно умрут, причем раньше тех, кто этим НЕ занимается. "Сексуальный" мотив фильма, впрочем, напрямую вытекает из его сюжета, в котором маленький мальчик Джейсон утонул по недосмотру вожатых, занимавшихся любовью в сарае. Это "золотое правило" стало впоследствии одним из столпов жанра и часто обыгрывается во многочисленных пародиях. Другой культовой фишкой сериала стала его музыкальная тема, написанная композитором Гарри Манфредини (Harry Manfredini) и специально задуманная им в минималистичном ключе. Причем знаменитое "чи чи, ча ча" на самом деле является "ki ki, ma ma" и представляет собой первые звуки слов "kill" и "mommy". "Убей ее, мамочка" - говорила сама себе как бы голосом сына безумная Памелла Вурхис, и эта тема, которую Манфредини записал в подвале своего друга, просто ритмично проговорив в микрофон нужные слова и пропустив их потом через ревербератор, стала поистине культовой. Причем сам композитор сильно удивился, когда никто не понял его задумки и упорно идентифицировал услышанные звуки именно как "чи чи, ча ча"... :) Что же касается другой иконы сериала, знаменитой хоккейной маски Джейсона, то она появится лишь в третьей части и тут по очевидным причинам не присутствует.
Как не присутствует, во всяком случае, в явном виде, и намек на сиквел, появившийся на свет лишь благодаря феноменальному успеху этой ленты в прокате. Вообще, "Пятница 13-е" стала первым жанровым фильмом, получившем национальную дистрибуцию через крупного голливудского мэйджора, в то время как до этого даже самые успешные жанровые ленты прокатывались мелкими или средними независимыми дистрибьюторами. А тут, после закрытого показа "Пятницы" права на ее штатовскую дистрибуцию были моментально куплены Paramount за полтора миллиона долларов, после чего студия потратила еще полмиллиона на первичную рекламу, и еще полмиллиона после того, как фильм стал бить рекорды кассовых сборов. Ведь уже в первый уикенд проката на тысяче ста экранах картина заработала феноменальные для жанра шесть миллионов долларов ($5,816,321 если быть совсем уж точным ;)), дебютировав на первой строчке национального бокс-офиса и закончив свой прокат на отметке $39,754,601. Чтобы было понятней в контексте нынешних цен, если перевести тогдашние доллары в нынешние руб..., простите, СЕГОДНЯШНИЕ доллары, то бюджет фильма, включая маркетинг, составил бы четыре с половиной миллиона, а общие сборы - почти сто тринадцать, что замечательно по любым меркам, не только жанровым. Тогда же это была просто мегабомба, которую Warner Brothers, владевшая правами на международный прокат, сбросила еще и на остальной мир, собрав там дополнительные двадцать миллионов! Поэтому с такими то прокатными результатами для сиквела можно было и черта лысого из Ада поднять, а не какого-то там Джейсона... ;)
Сценаристы, впрочем, ограничились лишь Джейсоном, превратив сериал, невзирая на высокомерно-негативное отношение критиков, в самую прибыльную хоррор франшизу всех времен и народов, которая насчитывает не только одиннадцать (на данный момент) фильмов, но и кучу новеллизаций, телевизионный сериал, комиксы, видеоигры и всеразличный мерчандайз, включая игрушки :) Одни лишь доходы от фильмов (учитывая инфляцию) на сегодняшний день составили почти шестьсот миллионов долларов, а около сотни наименований мерчандайза принесли в карман продюсеров больше ста двадцати миллионов, и это не считая "мелочи", типа книжек и комиксов. Разумеется, с такой популярностью Джейсон еще не раз слетает в космос и сразится с Фредди, ведь это же бесконечная дойная корова, тем более, что "парня в хоккейной маске" сыграть может практически любой каскадер. Они его только и играют, периодически сменяя друг друга :) А то, что Джейсон и сейчас живее всех живых показывает скорый выход на широкие экраны ремейка, или, как сейчас модно говорить, "переосмысления" ("reimagining") оригинального фильма от продюсера Майкла Бэя (Michael Bay), уже успевшего недавно "переосмыслить" Техасскую Резню Бензопилой ("The Texas Chainsaw Massacre"), вполне, кстати говоря, успешно. Но, прежде чем смотреть ремейк, неплохо бы еще раз ознакомиться с классической "Пятницей", которая не только дала жизнь уникальному жанровому сериалу, но и представила нам туш... , простите, ДУШКУ Джейсона. А кто из нас не любит Джейсона? Да все его любят! Поэтому франшиза и живет уже почти тридцать лет, и останавливаться на достигнутом явно не собирается...
09 февраля 2009, 09:08 gason
По-моему, правильно, что сисек в фильме немного... они у подобранных актрис так себе. И, кстати, мне всегда казалось, что Кевина Бэйкона в фильме замочили стрелой, а не ножом. Надо бы вечерком пересмотреть.
09 февраля 2009, 10:01 Dante
Эх, а вот я с вашей оценкой, уважаемый Сергей, вкорне несогласен, можно было и повыше такому знаковому фильму поставить. Он, если рассматриваить объективно, значительно превосходит тот же "Спящий лагерь".
11 февраля 2009, 17:00 Maldoror
если нет возможности посмотреть какой-нибудь джиалло то и Пятница-13-е сгодится для коротания короткой жизни
11 февраля 2009, 17:59 Ernesto
фильм - бред, из убогой дешевки раздули шедевр. Знатокам мирового жанра ужасов должно быть стыдно смотреть это. У меня его даже нет в коллекции, записал все части, когда по ТВ показали, посмотрел, и стер.
12 февраля 2009, 21:48 Ричард
Убейся ап стену.
13 февраля 2009, 13:05 Ernesto
если тебе это убожище нравится, можешь сам убиться. Потому что нормальнеый человек это г. смотреть не будет, а тем более смотреть с удовольствием.
13 февраля 2009, 21:35 Коля Логан
Эрнесто , вы не туда зашли. Здесь нет нормальных людей.
Почему-то я больше чем уверен , что нормальные люди (и вы в их числе) восхищаются разными там "Особо опасными" , "Перевозчиками" и "Мистерами и Миссис Смит" , не смотря на то , что там больше трюков и спецэффектов , чем нстоящего кино.
"Пятница 13" - это классика. Да куча ляпов , да актерская игра напоминает её отсутсвие.
Но за то - это кино , которое сделано с тем огоньком , который мы часто видим в 80-х и которого нет в сегодняшнем попкорно-блокбастерно-гляцевом кино. Да это убогая дешевка - в неё е вложены миллионы. В неё вложено хоть какое-то творчество.
А ещё меня рассмешило это ваше " Знатокам мирового жанра ужасов должно быть стыдно смотреть это."
Как раз они-то это и смотрят.
А вообще , мне интересно , Эрнесто , от какого же кино вы поучаете удовольствие ? От того от которого в восторге критики ?
Здесь нет нормальных людей , Эрнесто. Потому-что нормальный человек не может быть по-настоящему свободным.
13 февраля 2009, 23:50 Эрнесто
достойные фильмы, это
- итальянский джалло
- фильмы а-ля Носферату-Симфония ужаса, Призрак ночи,
еще итальянские фильмы ужасов 60-70-80 г.г. Дарио Ардженто, Марио Бава, Фульчи, Делламато и некоторые другие, из американцев мне нравятся Ромеро, Карпентер, Корман.
- и еще десятки фильмов, многие из которые указаны на этом сайте....
и Вы не правы, знатоки эту дрянь не смотрят, они смотрят то, что я указал. Пятницу 13, смотрят разве что "знатоки" 15-18 лет, которые еще не доросли до серьезных фильмов в жанре мистики и ужасов.
а по поводу блобастеров, которые вы указали, и тому подобного, я считаю, что все это бред расчитанный на домохозяек и всех в таком роде.
14 февраля 2009, 14:17 Ричард
Насчёт возраста: судя просто по примитивизму твоего мышления и построению фраз постов, а также единобокому мышлению, тебе самому больше 14 лет я бы не дал.
Пятница - это уже давным-давно культ, который любят очень многие, и ничего ты с этим не сделаешь, только убиться ап стену можешь, чтобы не мучать себя жизнью в мире, где любят Пятницу-13. :)
14 февраля 2009, 16:34 Ernesto
на счет возраста, не заикайся, мне уже далеко за 20 лет, иначе я бы не смотрел тех фильмов, которые указал, и к тому жу построение фраз у меня нормальное, и ошибок я не делаю. А по поводу примитивизма, Пятница 13, я еще раз повторю, это фильм для идиотов, если тебе нравится - можешь смотреть дальше и компостировать себе мозги. Таких поклонников этого маразма в каждой подворотне полно.
А по поводу культа - "Горбатая гора" тоже культ, но это не значит, что это хороший фильм.
14 февраля 2009, 16:39 Ernesto
P.S. а про мышление, у придурков, которым нравятся подобные "Пятнице" фильмы, оно (мышление) вообше отсутствует. При просмотре такого мусора оно просто не к чему.
14 февраля 2009, 19:58 Ричард
Да не нервничай ты так. Как говориться, уж лучше ничего в голове не иметь, чем иметь там кучу дерьма. ;)
На сим, дисскусию прекращаю, поскольку опасаюсь повредить твою неесформировавшуюся детскую психику.
15 февраля 2009, 18:22 Коля Логан
Нда...
"достойные фильмы, это- итальянский джалло "
Возможно. Но далеко не все ...
"- фильмы а-ля Носферату-Симфония ужаса, Призрак ночи"
Я качал "Носферату" 8 месяцев убогим интернетом. Меренков - это не пропаганда пиратства , он давно Паблик домейн.
"еще итальянские фильмы ужасов 60-70-80 г.г. Дарио Ардженто, Марио Бава, Фульчи, Делламато и некоторые другие"
Ты б ещё Джо Д'Амато туда до кучи приплел.
"из американцев мне нравятся Ромеро, Карпентер, Корман."
Я знаю поименно каждого зомби в филмах Ромеро. Я собрал почти полую коллекцию Карпентера. Я смотрел "Апполон 13" из-за того что там снялся Корман.
Как видите, наши предпочтения почти совпадают. Так каким фигом вам не нравится "Пятница" ?
"- и еще десятки фильмов, многие из которые указаны на этом сайте...."
Меренков писал - у него не резиновые мозги , чтобы делат рецензии на всё.
"и Вы не правы, знатоки эту дрянь не смотрят, они смотрят то, что я указал. Пятницу 13, смотрят разве что "знатоки" 15-18 лет, которые еще не доросли до серьезных фильмов в жанре мистики и ужасов."
Я посмотрел первую пятницу после Ромеро , Карпентера и даже Д*Амато. И знаете - ве равно понравилось.
"а по поводу блобастеров, которые вы указали, и тому подобного, я считаю, что все это бред расчитанный на домохозяек и всех в таком роде."
А вот тут ты не прав... Домохозяйки редко ходят в кино , а потому смотрят сериалы.
Кстати про сериалы , Меренков , как насчёт выложить информацию об основных культово-кошмарных сериалах в доп. материалы ?
Ну там , "Мастера ужаса" , "Байки из склепа" ...
"и к тому жу построение фраз у меня нормальное, и ошибок я не делаю."
А вот это тебя и выдало ! :) Надо делать , причем специально. :)
И какого ты всегда начнаешь с маленькой буквы ?!
"Пятница 13, я еще раз повторю, это фильм для идиотов, если тебе нравится - можешь смотреть дальше и компостировать себе мозги."
Я тебе так скажу - пятница кино несерьезное -её нельзя воспринимать как Бергмана , Шванкмайера , Куросаву даже Ромеро. Вот тогда точно чёкнешься. А можно просто наслаждаться атмосферой , прекрсными эффектами Тома Савини в первой и четвертой частях , Стэна Уинстона в третьей и других менее известных мастеров , чумовыми выдумками сценаристов и кучей дёра с других фильмов. Например , почти всю музыку первой пятницы кроме основной темы Манфредини открыто стырил с "Психо" Альфреда , нашего , Хичкока. Как и создатели "Реаниматора" , блин.
"Таких поклонников этого маразма в каждой подворотне полно."
Пойди в подворотню и спроси. Самый нелепый метод суицида. :)
"А по поводу культа - "Горбатая гора" тоже культ, но это не значит, что это хороший фильм."
Я догадываюсь у КОГО это культ. :) Лучше б умолчал.
"P.S. а про мышление, у придурков, которым нравятся подобные "Пятнице" фильмы, оно (мышление) вообше отсутствует. При просмотре такого мусора оно просто не к чему."
Слышь ты , гений психологии ! Мышление при просмотре киномусора неободимо , ибо понять , что происходит в нем , как правило , намного сложнее , чем понять то же самое в обычном кино.
08 июля 2009, 23:45 Макси-М
Вот только не надо наезжать на мою любимую "Горбатую Гору". Если ты ещё и гомофоб, кроме того, что ненавистник "Пятницы", то убейся 3 раза...
21 мая 2014, 23:56 DrMaxistein
Ernesto, но зато первую часть (как и вторую с третьей) можно пересматривать сотни раз и получать неземное удовольствие, в отличии от куда качественного Bay Of Blood (1971) Бавы. В первых трёх фильмах есть магия, которую очень сложно объяснить.
13 февраля 2009, 21:47 Коля Логан
Отличное кино , что и говорить. Классика слэшера.
Кстати , любопытный факт - все слэшеры , а особенно "пятница" по структуре - подражатели романа Агаты Кристи "10 негритят".
По этому поводу вопрос к Сергею - не будет ли рецензии на совецкую экранизацию этого романа ? Как-никак первый советский слэшер. :)
З.Ы. Любопытный факт - (еще один :) ) убийца в большей части сцен - Том Савини.
14 февраля 2009, 02:43 Serega_M
Не издевайся насчет десяти негритят... ;)
15 февраля 2009, 18:26 Коля Логан
Я не издеваюсь. По структуре фильм Гоорухина это смесь слэшера с детективом. Тем более - кровавые убийства разными орудиями в.т.ч. топором.
16 февраля 2009, 04:17 Ah
Поддерживаю всех кто возмущен кретинизмом г. Эрнесто, чмо он, а не поклонник жанра. Только мудак будет ставить себя выше всех в своей же тусовке. Я пятницу на отлично тоже не оценил бы, а потому рад что мнение Сергея полностью совпало с моим, но этот фильм если и не шедевр, то уж точно феномен.
И ещё, меня к этому жанру потянуло тоже, именно после "10 негритят", и идея Логана совсем не плохая.
17 февраля 2009, 23:06 Коля Логан
Шедвевр не шедевр , но фильм достойный. А у кого нет сомнений ? Да , фильм не во всем качественный , но специфическая атмосфера многого стоит.
Интересно , Говорхин видел "Пятницу" ? :)
18 февраля 2009, 21:32 Ah
Сильно сомневаюсь что он видел "Пятницу", но, интересно, видел ли он "Кровавый залив" Бавы? Это "Негритятам" ближе по атмосфере, он всётаки больше детектив.
19 февраля 2009, 22:30 Коля Логан
Возможно - режиссер тогда мог видеть намного больше , чем обычный зритель.
Да и "10 негритят" Говорухина , по-моему , где-то около видеосалонов по периоду. :)