Опубликованные рецензии являются собственностью их авторов и предоставлены ресурсу на безвозмездной основе. Полная или частичная перепечатка содержимого сайта/рецензий на интернет ресурсах разрешается с указанием оригинального авторства и гиперссылки на оригинал. Полная или частичная перепечатка материалов сайта/рецензий в любых оффлайновых (печатных) изданиях разрешается только после предварительного согласования с владельцем ресурса. По всем вопросам и предложениям пишите — serega_m@cult-cinema.ru.

КИНООБЗОР

- Скончался артист из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
- Самые популярные игровые автоматы онлайн-казино
- Моника Белуччи будет вести церемонию открытия и закрытия Каннского кинофестиваля
- В выходные в 6 кинозалах столицы пройдут бесплатные показы
- «Красавица и чудовище» — лидер проката в Российской Федерации

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Рекомендуемое минимальное разрешение для комфортного просмотра содержимого этого ресурса — 1024 на 768 пикселов.

Наши партнеры

Friday the 13th / Пятница 13-е (1980)

Friday the 13th Poster 1 Friday the 13th Poster 2 Friday the 13th Poster 3 Friday the 13th Poster 4 Friday the 13th Poster 5 Friday the 13th Poster 6 Friday the 13th Poster 7 Friday the 13th Poster 8 Friday the 13th Poster 9 Friday the 13th Video Cover 1 Friday the 13th Video Cover 2 Friday the 13th Video Cover 3 Friday the 13th Video Cover 4
В пятницу тринадцатого они начали умирать страшной смертью, один ... за другим.
13 — счастливое число? Не думаю.
Если ты полагаешь, что это означает всего лишь невезение... ТО ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ И ПОЛОВИНЫ ПРАВДЫ.
Вы будете мечтать, чтобы это оказалось всего лишь кошмаром...
Пятницы больше никогда не будут прежними.
Двадцатичетырехчасовой кошмар ужаса.
Их предупреждали... Они обречены... И в пятницу 13-го уже ничто их не спасет.
От продюсера «Последнего Дома Слева» появился самый страшный фильм всех времен.
Вы можете посмотреть его лишь один раз, но этого будет достаточно.
В главных ролях:

Betsy Palmer

Adrienne King

Harry Crosby

Laurie Bartram

Mark Nelson

Jeannine Taylor

Robbi Morgan

Kevin Bacon

Бэтси Палмер (Betsy Palmer) ... Миссис Вурхис (Mrs. Voorhees)
Адриана Кинг (Adrienne King) ... Алиса (Alice)
Гарри Кросби (Harry Crosby) ... Билл (Bill)
Лори Бэртрам (Laurie Bartram) ... Бренда (Brenda)
Марк Нэльсон (Mark Nelson) ... Нэд (Ned)
Жанин Тэйлор (Jeannine Taylor) ... Марси (Marcie)
Робби Морган (Robbi Morgan) ... Энни (Annie)
Кевин Бэйкон (Kevin Bacon) ... Джек (Jack)
Режиссер:

Sean S. Cunningham

Шон С. Каннингэм (Sean S. Cunningham)
Летом 1958-го в детском лагере под романтическим названием «Хрустальное Озеро» (Crystal Lake) произошло двойное убийство вожатых, после чего лагерь закрыли. Но «в наши дни» предприимчивый молодой человек Стив Кристи (Steve Christy) решил снова открыть «заведение», вложив туда кучу бабок и пригласив молодых вожатых для подготовки лагеря к летней смене. И все бы у него получилось, если б не таинственный убийца, начавший крошить молодняк одного за другим...
Сюжет очередного низкобюджетного слэшера, призванного «наварить» на жанре, ставшем мегапопулярным после выхода эпохального фильма Карпентера «Halloween» (John Carpenter's «Halloween», 1978), — совершенно вторичен и абсолютно банален, однако именно «Пятнице» отчего то было суждено не только стать одним из самых успешных (по соотношению затраты — прибыль) «независимых» фильмов, но и основать САМУЮ успешную хоррор-франшизу всех времен и народов как по показателям кассовых сборов, так и по своему влиянию на современную поп-культуру. А начиналось все в конце семидесятых с желания Шона Каннингэма дистанцироваться от своей работы с нигилистом Весом Крейвеном, для которого он продюсировал «The Last House on the Left» (1972), и снять что-то более визуально-попкорновое, но при этом очень страшное. Так как после выхода «Хэллоуина» жанр слэшера обрел неслыханную популярность, то Шон решил забацать свой проект в подобном ключе, «вдохновляясь» отнюдь не фильмом Карпентера, а малоизвестной в то время работой Марио Бавы «Кровавый Залив» (Mario Bava's «Bay Of Blood», 1971), из которой он не только взял общую структуру и место действия своей ленты (лесная местность вокруг озера, основные преступления происходят ночью во время ненастной погоды), но и некоторые эпизоды убийств скопировал один-в-один! Сценарий, впрочем, был заказан Виктору Миллеру (Victor Miller), которому Шон вкратце описал все необходимые элементы будущего фильма, и назывался он «Long Night at Camp Blood» («Длинная Ночь в Кровавом Лагере»). Однако Каннингэм уже давно придумал «убийственное», по его мнению, название для своей картины — «Пятница 13-е», отсылающее к реально существующей фобии пятниц, выпадающих на тринадцатое число (клиническое наименование — paraskavedekatriaphobia). Опасаясь, что такое классное название уже кем-то используется, Шон поместил в журнале «Variety» полностраничную рекламу будущего фильма, чтобы с одной стороны застолбить копирайт на себя, а с другой, — через эту публикацию выяснить, есть ли права на «Пятницу» у кого-нибудь еще. В конечном итоге он пришел к выводу, что название «чистое», хотя его дистрибьютор Джордж Мансур (George Mansour) говорил по этому поводу следующее: «До этого уже был фильм под названием Пятница 13-е: Сирота (Friday the 13th: The Orphan), среднего успеха, но его владельцы обещали за название судиться. Я не знаю, заплатил ли им Фил (Phil Scuderi), но в конечном итоге этот вопрос был улажен».
Легко улажен был вопрос и с местом съемок, от которого требовались две вещи — чтобы большинство необходимых локаций там уже находились, и чтобы рядом было озеро. Этим условиям удовлетворял лагерь бойскаутов Nobebosco в Нью-Джерси, который, кстати, функционирует до сих пор :) Соответственно, туда и направилась съемочная группа фильма со скромным бюджетом в 550 тысяч долларов и легендарным ныне Томом Савини (Tom Savini) в качестве мастера по спецэффектам. Том вообще стал первым профессионалом, нанятым в команду проекта, потому что мистер Каннингэм был в полнейшем восторге от его работы над ромеровским эпиком «Dawn of the Dead» (1978), и прекрасно понимал, что таланты Савини для реализации его задумок просто жизненно необходимы. Именно Том, кстати, придумал эпизод с появлением в конце Джейсона из воды, ибо посчитал, что фильму нужна пугающая неожиданностью сцена в духе недавно просмотренной им «Carrie» (1976). Сценарист от этой идеи, кстати, совсем не был в восторге, ибо изначально задумывал Джейсона исключительно как «plot device» истории безумной мамаши, мстящей за смерть сына. (Да да, это спойлер, но по-моему на земле уже просто нет цивилизованного человека, который не знал бы о том, кто убийца в первой части «Пятницы». Этого не знали в 1980-м, но никак не в 2009-м :)) Именно по причине того, что Джейсон изначально был мертв и задумывался Виктором как невинная жертва, а не жестокий злодей, первая «Пятница» и не подразумевала сиквела, который появился лишь благодаря ее феноменальному успеху.
Причем этот бешеный успех лично для меня остается полнейшей загадкой, так как сюжет картины не просто банален, но еще и насквозь вторичен, а ее техническая реализация местами оставляет желать много лучшего. Например, монтаж. Некоторые «экшен» эпизоды фильма смонтированы, мягко говоря, «не очень», а убийства так и вообще, — в большинстве случаев смехотворно короткие. Я уж не говорю о том, что часть из них не показаны вовсе! Таким же печальным образом обстоят дела и с сиськами, которые являются непреложным атрибутом любого слэшера, но которых в первой «Пятнице» почти нет. И это при том, что снимались там молодые и никому не известные старлетки, которых за лишнюю пару сотен к гонорару вполне легко можно было бы «развести» на обнаженку :) Но Шон был, видимо, «честных правил», и никого не разводил, или попросту боялся MPAA, которая наверняка попросила бы его большую часть «безобразий» вырезать, хотя фильм и без сисек подвергся цензурным сокращениям. Касались они, разумеется, сцен кровавого насилия, поэтому всю крутизну работы Савини мы оценить никак не сможем — уж слишком короткими получились эпизоды убийств, хотя нож из горла Кевина Бэйкона выходил довольно эффектно :)
Кстати, о Кевине. Из всех актеров фильма только у него сложилась успешная карьера в кино и на телевидении, в то время как его «соратники по лагерю» в большинстве своем никуда не продвинулись. Впрочем, в случае с исполнительницей роли Алисы это было сознательным решением, так как после выхода первых двух частей «Пятниц» (во второй, как единственная выжившая, она тоже присутствует) ее стал преследовать сумасшедший фанат, и потрясенная этим негативным опытом девушка решила уйти из шоу-бизнеса, сосредоточившись на живописи. Однако скоро у нее должен случиться камбэк в фантастическом фильме «Walking Distance» (2009), так что вполне возможно Адриана уже изжила свои (так и подмывает написать «детские» ;)) страхи и снова начнет активно сниматься. И она, кстати, была не первой претенденткой на роль Алисы. Продюсеры выбрали ее лишь потому, что не смогли заполучить на съемки Салли Филд (Sally Field), которую очень хотел видеть в своем фильме Каннингэм, но Адриана, с моей точки зрения, справилась с поставленной задачей хорошо. Вообще к актерам, как ни странно, у меня здесь нет претензий, кроме тех, которые уже высказали до меня все кому не лень. И претензии эти предъявляют одному человеку — Бэтси Палмер, исполнительнице роли миссис Вурхис. Как признавалась в интервью сама Палмер, она согласилась стать Памеллой Вурхис лишь по причине того, что ей срочно нужны были деньги на покупку новой машины, а прочитав сценарий она назвала фильм «куском дерьма, который все равно никто не будет смотреть». С таким отношением к работе, разумеется, ничего путного не выйдет, поэтому телевизионная звезда Бэтси и переигрывает тут как только может, выдавая на-гора один «безумный» штамп за другим. Это, впрочем, не помешало ей стать одной из хоррор икон, наравне со своим утонувшем сыночком, да и заработать за десять съемочных дней аж десять тысяч долларов. На новую машину ей тогда, наверное, хватило... ;)
Справедливости ради надо сказать, что не смотря на все свои огрехи, первая «Пятница» смотрится довольно бодренько и с интересом, да и некоторые каноны жанра впервые получили свои четкие очертания именно там. К примеру, то правило, что все, кто занимается на экране сексом и другими «плохими» вещами, типа курения «травки», — обязательно умрут, причем раньше тех, кто этим НЕ занимается. «Сексуальный» мотив фильма, впрочем, напрямую вытекает из его сюжета, в котором маленький мальчик Джейсон утонул по недосмотру вожатых, занимавшихся любовью в сарае. Это «золотое правило» стало впоследствии одним из столпов жанра и часто обыгрывается во многочисленных пародиях. Другой культовой фишкой сериала стала его музыкальная тема, написанная композитором Гарри Манфредини (Harry Manfredini) и специально задуманная им в минималистичном ключе. Причем знаменитое «чи чи, ча ча» на самом деле является «ki ki, ma ma» и представляет собой первые звуки слов «kill» и «mommy». «Убей ее, мамочка» — говорила сама себе как бы голосом сына безумная Памелла Вурхис, и эта тема, которую Манфредини записал в подвале своего друга, просто ритмично проговорив в микрофон нужные слова и пропустив их потом через ревербератор, стала поистине культовой. Причем сам композитор сильно удивился, когда никто не понял его задумки и упорно идентифицировал услышанные звуки именно как «чи чи, ча ча»... :) Что же касается другой иконы сериала, знаменитой хоккейной маски Джейсона, то она появится лишь в третьей части и тут, по очевидным причинам, не присутствует.
Как не присутствует, во всяком случае в явном виде, и намек на сиквел, появившийся на свет лишь благодаря феноменальному успеху этой ленты в прокате. Вообще, «Пятница 13-е» стала первым жанровым фильмом, получившем национальную дистрибуцию через крупного голливудского мэйджора, в то время как до этого даже самые успешные жанровые ленты прокатывались мелкими или средними независимыми дистрибьюторами. А тут, после закрытого показа «Пятницы» права на ее штатовскую дистрибуцию были моментально куплены Paramount за полтора миллиона долларов, после чего студия потратила еще полмиллиона на первичную рекламу, и еще полмиллиона после того, как фильм стал бить рекорды кассовых сборов. Ведь уже в первый уикенд проката на тысяче ста экранах картина заработала феноменальные для жанра шесть миллионов долларов ($5,816,321 если быть совсем уж точным ;)), дебютировав на первой строчке национального бокс-офиса и закончив свой прокат на отметке $39,754,601. Чтобы было понятней в контексте нынешних цен, если перевести тогдашние доллары в нынешние руб..., простите, СЕГОДНЯШНИЕ доллары, то бюджет фильма, включая маркетинг, составил бы четыре с половиной миллиона, а общие сборы — почти сто тринадцать, что замечательно по любым меркам, не только жанровым. Тогда же это была просто мегабомба, которую Warner Brothers, владевшая правами на международный прокат, сбросила еще и на остальной мир, собрав там дополнительные двадцать миллионов! Поэтому с такими то прокатными результатами для сиквела можно было и черта лысого из Ада поднять, а не какого-то там Джейсона... ;)
Сценаристы, впрочем, ограничились лишь Джейсоном, превратив сериал, невзирая на высокомерно-негативное отношение критиков, в самую прибыльную хоррор франшизу всех времен и народов, которая насчитывает не только одиннадцать (на данный момент) фильмов, но и кучу новеллизаций, телевизионный сериал, комиксы, видеоигры и всеразличный мерчандайз, включая игрушки :) Одни лишь доходы от фильмов (учитывая инфляцию) на сегодняшний день составили почти шестьсот миллионов долларов, а около сотни наименований мерчандайза принесли в карман продюсеров больше ста двадцати миллионов, и это не считая «мелочи», типа книжек и комиксов. Разумеется, с такой популярностью Джейсон еще не раз слетает в космос и сразится с Фредди, ведь это же бесконечная дойная корова, тем более, что «парня в хоккейной маске» сыграть может практически любой каскадер. Они его только и играют, периодически сменяя друг друга :) А то, что Джейсон и сейчас живее всех живых показывает скорый выход на широкие экраны ремейка, или, как сейчас модно говорить, «переосмысления» («reimagining») оригинального фильма от продюсера Майкла Бэя (Michael Bay), уже успевшего недавно «переосмыслить» Техасскую Резню Бензопилой («The Texas Chainsaw Massacre»), вполне, кстати говоря, успешно. Но, прежде чем смотреть ремейк, неплохо бы еще раз ознакомиться с классической «Пятницей», которая не только дала жизнь уникальному жанровому сериалу, но и представила нам туш... , простите, ДУШКУ Джейсона. А кто из нас не любит Джейсона? Да все его любят! Поэтому франшиза и живет уже почти тридцать лет, и останавливаться на достигнутом явно не собирается...

Автор: Сергей Меренков

Дата написания рецензии: 30/01/2009 | Комментарии (26)

Памятные цитаты:

Алиса: Мальчик... он тоже мертв?
Тирни: Кто?
Алиса: Мальчик. Джейсон.
Тирни: Джейсон?
Алиса: Из озера, тот... кто напал на меня... кто утащил меня под воду.
Тирни: Мы не нашли там никакого мальчика.
Алиса: Но... значит он все еще там.

Памела Вурхис: [детским голосом] Убей ее, мама! Убей ее! Не дай ей уйти, мама! Не оставляй ее вживых!
Памела Вурхис: [обычным голосом] Я не оставлю, Джейсон, не оставлю!

Дополнительные скриншоты:

Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.

Оценка посетителей

Текущий рейтинг: 7.9 Голосов: 103

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
     
Идея проекта/творческая составляющая/тексты — Сергей Меренков © 2004-2017.

Яндекс цитирования

 
На главную Рецензии F.A.Q. Дополнительные материалы Форум Ссылки О Проекте