В ночь "дня всех святых", во время празднования популярного праздника Хэллоуин, шестилетний Майкл Майерс в клоунском костюме и нелепой маске жестоко убивает свою старшую сестру, после чего выходит с окровавленным ножом на улицу, встречать обомлевших от такого зрелища родителей. Пятнадцать лет спустя, 30 октября 1978-го года, Майкл бежит из клиники для душевнобольных и возвращается в родной город, чтобы в канун Хэлоуина снова одеть на голову маску и пойти убивать тинэйджеров...

Снимая свой очередной низкобюджетный (325 тысяч долларов) фильм весной 1978-го года, Джон Карпентер и не предполагал, что его детищу уготована судьба стать одним из самых прибыльных инди-проектов всех времен и народов, пробить широкую дорогу целому жанру "ужасов" и моментально стать культовой классикой. Ведь начиналось все довольно просто и банально: посмотрев на миланском кинофестивале предыдущий фильм Карпентера, "Нападение на Полицейский Участок 13" ("Assault on Precinct 13", 1976), независимый кинопродюсер Ирвин Ябланс (Irwin Yablans) и американский финансист сирийского происхождения Мустафа Аккад (Moustapha Akkad) предложили режиссеру снять для них историю о психопате, убивавшем молоденьких нянек. Карпентеру идея понравилась, и он начал писать сценарий под прямолинейным названием "The Babysitter Murders" вместе со своей тогдашней сожительницей, Деброй Хилл (Debra Hill). Завершив эту работу всего за три недели, режиссер начал переговоры с Аккадом, который выделил на все про все лишь триста двадцать пять тысяч долларов бюджета, что даже по тем временам было не густо. Впрочем, Джону к маленьким бюджетам было не привыкать, и очень скоро он снискал себе славу постановщика, который даже с небольшими деньгами может сделать роскошно выглядящий фильм :) К тому времени Ирвин Ябланс уже посоветовал Карпентеру сменить название на простое и броское "Хэллоуин", что очень кстати сэкономило кучу денег на теперь уже ненужных дополнительных локациях и смене актерской одежды. Вообще на всем, на чем только можно было сэкономить - экономили. К примеру, вся одежда на актерах - их собственная, и только Джейми Ли Кёртис пришлось приодеть за целых сто долларов в местном дискаунтере :) Маску, которую носил на лице Майкл, купили в местном магазине за доллар девяносто восемь центов, и это была самая дешевая маска капитана Кирка из "Стар Трэка", а художник ленты, Томми Ли Уоллес (Tommy Lee Wallace), посредством ножниц (для расширения глазниц) и иссиня белой краски превратил ее в ту хоррор-икону, каковой она является сейчас. Сняли фильм всего за 21 день ранней весной в Калифорнии, где, как известно, вечное лето, но так как на экране должна была быть осень, да еще и в умеренных широтах Иллинойса, то ассистентам пришлось закупить сотни искусственных листьев, которыми усыпали траву и дорожки города. При этом, после того, как все сцены в нужной локации были сняты, разбросанные листочки аккуратно собирались и оставлялись для других эпизодов, чтобы не транжирить попусту драгоценные копейки ;)

Небольшой бюджет, половина из которого была потрачена на любимые Карпентером камеры Panavision, диктовал режиссеру и кастинг ленты, состоявший из никому тогда еще не известных имен и одного "брэндового", британского актера Дональда Плезенса. Изначально, режиссер предложил культовую ныне роль доктора Лумиса Питеру Кушингу и Кристоферу Ли, но оба актера отказались, не удовлетворившись предложенной суммой. На двадцать тысяч долларов гонорара согласился лишь Дональд Плезенс (по легенде, под давлением дочери, видевшей "Нападение на Участок 13" и уговорившей отца сняться у молодого и талантливого режиссера), который и создал на экране легендарный образ, а после грандиозного успеха фильма Кристофер Ли признавался Карпентеру, что этот отказ был самой большой ошибкой в его карьере :) Получив в проект известное имя, с дальнейшим кастингом проблем особых не было, ведь на роли тинэйджеров можно было брать молодых и никому не известных актеров, готовых работать за сущие копейки. Первоначально, в образе Лори Строд Карпентер видел актрису Энн Локхарт (Anne Lockhart), но та не смогла участвовать в проекте, и тогда Дебра Хилл предложила Джону рассмотреть кандидатуру девятнадцатилетней Джейми Ли Кёртис, дочери актрисы Джанет Ли (Janet Leigh), снимавшейся в культовом "Психо" ("Psycho", 1960). Обоснован такой выбор был вполне тривиальными соображениями - участие дочери Ли в картине автоматически обеспечивало фильму паблисити и сравнения с шедевром старика Хича, что вовсе не было бы лишним. Карпентер с доводами сожительницы согласился, о чем впоследствии не пожалел, "подписав" молодую девушку в проект всего за восемь тысяч долларов. "Хэллоуин" для Джейми Ли стал сверхуспешным кинодебютом (до этого она снималась лишь в телесериалах), моментально катапультировавшем актрису в статус "scream queen", из которого она смогла выбраться лишь к середине восьмидесятых. Что же касается человека, исполнившего роль "Силуэта" ("The Shape", так в в титрах обозначен персонаж Майкла Майерса в маске), то звали его Ник Касл (Nick Castle), он был давним приятелем Карпентера еще по университету, и платили ему не тысячи, как Джейми Ли, а скромные двадцать пять долларов в день :) Зато впоследствии Ник стал успешным режиссером, сняв такие фильмы как "The Last Starfighter" (1984), "Dennis the Menace" (1993) и "Major Payne" (1995). Что же касается оплаты самого Карпентера, то он согласился на скромный гонорар в десять тысяч долларов за сценарий, режиссуру, и музыку, но с условием того, что одним из продюсеров будет его девушка, Дебра Хилл, и десять процентов общей прибыли фильма пойдет ему в карман. Как показало будущее, с десятью процентами он не ошибся, так как только в американском прокате фильм заработал сорок семь миллионов (плюс восемь в остальном мире), что сегодня эквивалентно порядка ста тридцати миллионам!

Такой грандиозный успех был достигнут не массированной рекламой, потому что крупные дистрибьюторы отказались прокатывать фильм, а благодаря восторженным отзывам прессы и "сарафанному радио" зрителей, рекомендовавших своим друзьям и приятелям пойти на "один из самых страшных фильмов года". И для того времени "Хэллоуин" был действительно страшной и очень эффектной лентой, в которой впервые оформились все "главные правила слэшеров": беспощадный, жестокий и молчаливый психопат-убийца в маске; в основном ночное время действия; убийца охотиться лишь за тинэйджерами, причем умирают из них только те, кто ведет себя "плохо" - курит, пьет и трахается; местом преступлений является дом, а в некоторые моменты мы видим действие "глазами убийцы". Разумеется, есть еще несколько общих правил, но они уже не столь значительны и могут варьироваться :) Большая часть этих "фишек" вовсе не была придумана Карпентером, а в том или ином виде появлялась в разных фильмах ранее, к примеру, в уже упоминавшимся "Психо", или малоизвестном канадском триллере 1974-го года "Черное Рождество"(Bob Clark's "Black Christmas"), где многое было показано "глазами убийцы". Заслуга же Карпентера заключается в очень грамотной компиляции и доведению до ума всех этих приемов, которые именно в его фильме заработали как единое целое, открыв в конце семидесятых повальную моду на слэшеры. При этом, в ленте Джона практически нет крови, а страх и саспенс достигается исключительно психологическими приемами, грамотной постановкой кадра и монтажом. В картине очень много "стэдикама", что создает для зрителя уникальный эффект присутствия, как будто он непосредственно наблюдает за происходящими на экране событиями находясь рядом с героями, но не имея, при этом, возможности ничего для них сделать. Столь полного "погружения в реальность кино" достигнуть очень сложно, и Карпентеру это удалось мастерски, не в последнюю очередь благодаря минималистичной, но такой зловещей и запоминающейся музыкальной теме фильма.

Разумеется, в картине есть куча алогичных и откровенно бредовых моментов, которые легко можно списать на законы жанра, хотя два эпизода, с моей точки зрения, сделаны совершенно халтурно - ночной побег Майкла из клиники, и эпизод абсолютно смехотворного удушения одной из героинь в машине - полная халтура. По всем остальным вопросам претензий к фильму нет, а молоденькая Джейми Ли Кёртис - обаятельнейшая душка!

После грандиозного коммерческого успеха ленты появления сиквелов было не миновать, и вскоре они появились. Только второй "Хэллоуин", вышедший в 1981-м году, был снова написан Карпентером и Хилл, а после провала третьей части они перестали сериал продюсировать. Мустафа Аккад, однако, посвятил свою жизнь исключительно "Хэллоуину", выдав на-гора в общей сложности семь сиквелов, а после его смерти в 2005-м во время террористического взрыва отеля Grand Hyatt в Аммане, дело отца продолжил сын, Малек Аккад (Malek Akkad), числящийся одним из продюсеров робзомбивского ремейка. Грандиозное влияние ленты Карпентера на современную культуру и жанровое кино, на самом деле трудно переоценить. Это не просто культ, легенда, и один из самых успешных кинопроектов всех времен и народов, - это действительно очень качественный жанровый фильм, с которым необходимо ознакомиться всем любителям кинематографа, независимо от предпочтений. Пугаться вы, конечно, врядли будете, но удовольствие получите наверняка ;)