Вскоре после выхода второго "Хэллрэйзера", его производитель и дистрибьютор, в бытность свою детище Роджера Кормана, New World Pictures, приказала долго жить, из-за чего права на намечавшуюся было франшизу оказались в подвешенном состоянии. Долго ли коротко ли, но через некоторое время "правовой вопрос" удалось благополучно разрешить, и работа над третьей частью саги о "Восставшем из Ада" закипела в полную силу, под присмотром набиравшей обороты компании братьев Вайнштайнов Miramax (а если быть еще точнее, то под крылом их "жанрового" саблэйбла Dimension Films). По первоначальной идее Баркера, который был одним из исполнительных продюсеров фильма, события третьей части должны были полностью рассказать предысторию появления "адской головоломки" и разворачивались в пирамиде древнего Египта, которая и являлась самой первой инкарнацией портала в Ад. И все в этой идее было замечательно, кроме одного - по очевидным причинам, там не было места для Пинхэда, что автоматически убивало на корню потенциал для продолжения франшизы, ведь все они обычно строятся вокруг некоего "центрального персонажа", будь то Фредди Крюгер, или там Джейсон. А Miramax желала превратить сериал Байкера в прибыльную франшизу, поэтому первоначальная идея была отвергнута, и снимать решили по сценарию Питера Аткинса (Peter Atkins), который также метил в постановщики фильма. Студийные боссы, однако, кресла режиссера ему не дали, сочтя его для этой роли малоопытным, и усадили туда Энтони Хикокса, сына трэш-режиссера Дагласа Хикокса (Douglas Hickox), который к тому времени уже отметился довольно успешными жанровыми картинами "Waxwork" (1988) и "Sundown: The Vampire in Retreat" (1991). Питеру же дали "утешительный приз" в виде роли бармена, и впоследствии одного из ценобитов :) Вообще, в маленьких ролях-камео тут засветились все основные творческие силы фильма - сценарист Питер Аткинс, как я уже сказал, исполнил роль бармена-ценобита; режиссер Энтони Хикокс отметился ролью солдата во Вьетнаме (экранного времени секунд десять) и самого себя в телевизионном ток-шоу (экранного времени - секунда ;)); ну, а продюсер Лоуренс Мортофф (Lawrence Mortorff) гениально сыграл бомжа, "толкнувшего" владельцу клуба статую с Пинхэдом... ;)
Успешный владелец ночного клуба "Бойлерная" (The Boiling Room) с тягой к мрачному садо-мазохистскому арту, однажды вечером заехал в галерею "Пирамида" (привет первоначальной задумке Баркера ;)), присмотреть что-нибудь новенькое для оформления клуба. И присмотрел - статую Пинхэда, которая, как мы помним, поднялась из глубин Ада в конце второго фильма. Естественно, довольно скоро на эту статую попадает кровь, и голова Пинхэда оживает, требуя новых жертв. Параллельно, молодая журналистка Джои, становится случайной свидетельницей кровавого инцидента в больнице, и в поисках сенсационной истории, нападает на след головоломки. Пинхэд тем временем устраивает в "Бойлерной" кровавую баню, плодя из подручного материала новых ценобитов (всех прежних, как мы помним, "замочили" во второй части), и лишь от Джои, в руках которой оказалась вожделенная коробочка, теперь зависит судьба мира - наступит ли Ад на Земле?..
Франшизо-коммерчески ориентированный, этот фильм уделяет намного больше внимания давно уже культовому персонажу Пинхэда, строя вокруг него повествовательную линию, рассказывая предысторию вопроса и поражая зрителя отличными спецэффектами и масштабными эпизодами. Чего только стоит сцена кровавого месива в ночном клубе или "пробежка" главной героини по улице города, когда вокруг нее взлетают на воздух канализационные люки, падают искрящиеся электрические столбы и взрываются магазины. Из Пинхэда же сделали полноценного "франшизного монстра", добавив ему оригинальных "one-liners" (коротких, метких фраз), еще больше чернушного юмора и сарказма (до Фредди ему, правда, далековато), и показали его "человеческую сторону" в лице капитана Эллиота Спенсера, которым некогда был Пинхэд, и душу которого освободили во второй части франшизы. В этом фильме, собственно, вовсе не Джои противостоит Пинхэду, а его человеческая сущность в лице давно покойного Эллиота Спенсера с помощью Джои противостоит демону из Ада Пинхэду. Противостояние происходит как в реальном мире, так и в мире сна, где власть имеет Эллиот, и этим данный фильм еще больше походит на своего более именитого конкурента, "Кошмар на Улице Вязов". Зато Пинхэд, лишенный "адских" ограничений, по правилам которых он действовал в двух первых частях, на земле уж отрывается вовсю, и извращенно издевается не только над плотью своих жертв, но и над иконостасом христианской религии, что выливается в одну из самых мощных и запоминающихся сцен фильма! Новые ценобиты "ручной работы" также очень хороши и выполняют свои функции отменно, убивая людей массой оригинальных способов (лично мне особо импонирует ценобит-диджей, метающий компакт-диски ;)), и единственное, что немного портит впечатление от замечательных эффектов - довольно топорная и абсолютно ненужная компьютерная графика, но, слава богу, эпизодов с ее использованием в фильме совсем немного. Радует также и ненавязчивый "product placement", рекламирующий, в частности, водку "Столичная"... ;)
Динамичный, развлекательный фильм с немалым количеством откровенного секса и насилия, да еще и отменно поставленный Энтони Хикоксом, Miramax раскручивала по всем правилам шоу-бизнеса: реклама в прессе и на телевидении, завлекательный трейлер, в котором Пинхэд объявляет "Я вернулся!", и даже выпуск успешного сингла группы Motorhead "Hellraiser" - все вместе это дало неплохие сборы в 12 миллионов долларов всего на девяти сотнях экранов! А вместе с коммерческим успехом фильм также получил немало наградных номинаций на жанровых фестивалях, в результате чего Энтони Хикокс уехал из Брюсселя с "Pegasus Audience Award". Не остановившись на достигнутом (что жаль), через четыре года появляется "Hellraiser: Bloodline" (или как я его называю, "Пинхэд в Космосе" ;)) - последний "театральный" релиз франшизы, с грехом пополам собравший девять миллионов долларов с полутора тысяч экранов. Решив после этого "с кино больше не связываться", но не желая оставлять потенциально прибыльную серию, Dimension Films "зарядила" продолжения уже для видео, буквально за несколько лет настругав их аж четыре штуки, причем в большинстве из них Пинхэд появляется лишь как свадебный генерал, а некоторые фильмы (Hellraiser: Deader) и вообще изначально снимались как самостоятельные проекты, и лишь потом их перевели (досняв соответствующие сцены с Пинхэдом, разумеется) в разряд очередных серий "адской" франшизы... Лично для меня "сага о Хэллрейзере", как и оригинальные "Звездные Войны", остается трилогией, и все, что сняли после "Ада на Земле", который вполне мог поставить достойную точку в конце этой истории, лично я рассматриваю как большое недоразумение...
P.S. Наша страна, помимо всем известного брэнда "Столичная", дала фильму и музыкальное сопровождение, которое писалось на Мосфильме силами симфонического оркестра под руководством Сергея Скрипки... ;)
10 апреля 2006, 10:22 Pashooka
Занятный момент - в первом "Восставшем из Ада" Пинхед еще не имеет своего имени - в титрах он просто обозначен как "главный сенобит". А третья часть пожалуй самая любимая с точки зрения "экшена".
14 апреля 2006, 03:06 Шиш
А мне вот 7-я и 5-я части нравяться... Даже очень... Deader не снимался как отдельный фильм - он был отдельным сценарием, уже потом его переписали и стали снимать как полноценный сиквел. Кстати, самый дорогой в сериале и очень неплохой.
3-я часть имеет свои плюсы (в основном из-за своей глобальности - мясорубка в клубе, побег со взрывами, церковь и т.п. уже упоминались), но мне не очень нравиться.
Возвращения к теме личного ада в новых сиквелах (кроме 8-го, тьфу на него 3 раза) мною приветствовалось обоими руками.
13 апреля 2011, 18:39 Какой-то там
А я вот считаю, что Хеллрейзера вполне можно было оставить дилогией, потому что третья уже не имеет ничего общего с глубокой философией и визуальным совершенством предыдущих частей.
Да и Пинхэд вместо действительно классных реплик выдаёт какой-то пафосный бред. Кстати, сцену с людоедством священника я не помню. Её вырезали из прокатной версии?
09 августа 2011, 15:39 Barker
Вот, Серега, классная рецензия! Писал ж ведь раньше, пока не стукнулся головой и не начал смотреть всякую хуйню в кинотеатрах.