После феноменального успеха мистического хоррора "Саспирия" Дарио Ардженто стал задумываться о продолжении своей "Трилогии Трех Матерей". Заручившись поддержкой студии "20th Century Fox", которая выразила желание широко прокатывать будущий фильм на территории Северной Америки, в начале 1979-го года Дарио, после серьезного изучения алхимии и "сопутствующих предметов" во Франции, наконец-то приступил к съемкам долгожданного продолжения.
"Инферно" рассказывает историю Роуз Эллиот и ее брата Марка. Роуз, проживая в Нью-Йорке и изучая поэзию, однажды, среди прочего, купила старую книгу архитектора Варелли (Varelli) "Три Матери", в которой как раз подробно рассказывалась (зрителям эту историю рассказывают в начале фильма на фоне тиров) история трех ведьминских сестер Mater Suspiriorum, Mater Tenebrarum и Mater Lachrymarum. Поняв, что факты, изложенные в этой книге являются истиной, и более того, Роуз живет как раз в том самом доме, где обитает одна из ведьм, девушка в панике звонит своему брату в Рим с мольбой поскорее приехать к ней в Нью-Йорк... Внезапно связь обрывается... Марк Роуз, который в последнее время также стал свидетелем необычных событий, моментально срывается с места и летит в Нью-Йорк, где обнаруживает странную пропажу своей сестры и немало других загадочных вещей. Теперь он, по сути, остался один на один с самой жестокой из трех сестер, "Матерью Тьмы"...
Если в первом фильме трилогии, "Саспирии", Дарио сосредоточил свое внимание на ведьминском ордене, то во второй картине незаконченной трилогии, его больше интересует алхимия и тайные значения символов и архитектурного дизайна. По сути дела, "Инферно" суть мистический детектив, где главные герои должны собрать в единое целое разрозненные части головоломки, состоящей их обрывков цитат, книжных листков и прочих намеков на нечто, постоянно находящееся в тени, но при этом влияющее на людей самым непосредственным образом. Как признавался сам Ардженто, "постановка "Инферно" стала для меня одним из самых сложных жизненных испытаний", и глядя на получившийся результат в это легко поверить, ибо в фильме действительно есть немало очень сложных постановочных моментов, особенно в конце картины, когда действие происходит в полыхающем доме.
"Саспирия" была особенно славна затейливой постановкой света и причудливыми маршрутами движения камеры, а также необычным монтажом. Все эти элементы есть и в "Инферно", но выполнены они чуть по другому. Во втором фильме все так же активно используется разноцветное освещение, но оттенков стало чуть меньше, а цвет стал тусклее. Затейливое движение камеры (фирменная "фишка" Ардженто), безусловно, присутствует, но его стало меньше, и в свою очередь увеличилось количество "статичных" кадров. Монтажное решение ленты, безусловно, учитывает вышеперечисленные особенности съемки, и если в первом фильме нездоровая атмосфера ужаса нагнеталась на зрителя постепенно, то здесь уже присутствует немалое количество "резких пугалок", так любимых horrormaker'ами средней руки, ибо они весьма эффективны, хотя по сути дела - довольно банальны.
В 1979-м году компьютеры для производства спецэффектов еще не использовались (в основном они использовались лишь для управления движением камеры, осуществляя так называемый "motion control", что, впрочем, обычно применялось для сложных комбинированных съемок), поэтому для создания сложнопостановочных спецэффектов Ардженто привлек настоящего гуру итальянского кинематографа, великого Марио Баву (Mario Bava), сын которого, Ламберто Бава, работал на этой картине ассистентом режиссера. И надо сказать, что специальные эффекты, созданные Бавой, действительно оказались великолепны, и без них картина смотрелась бы совершенно иначе, потеряв существенную часть своего очарования. Финальная же часть ленты уже давно вошла в историю кинематографа как одна из самых опасных съемок, ибо актеры были вынуждены играть на фоне реально полыхающих декораций, буквально в метре от открытого пламени. При этом актеру Ли МакКлоски пришлось самостоятельно выполнять все трюки (из-за того, что его дублер не вовремя сломал ногу), связанные с перемещением по объятым пламенем помещениям, в то время как за его спиной падали тяжелые горящие балки с потолка... Одним словом, для Дарио съемки "Инферно" действительно стали настоящим адом, хотя получившаяся в итоге картина оказалась более чем достойной затраченных на ее постановку усилий.
Я бы не поставил "Инферно" на одну ступень с "Саспирией", ибо все-таки это немножко разные фильмы: с разной атмосферой и по-разному сделанные, однако то, что эта картина весьма достойная и давно уже стала классической - сомнений нет. Всем поклонникам красивого, эстетского и немного жуткого кино смотреть данный фильм обязательно, ну, а поклонникам Дарио или "Саспирии" данный совет совсем не к месту, ибо эти люди уже давно посмотрели "Инферно" не один раз.
09 декабря 2007, 15:39 Petrov
Inferno - безусловно, один из лучших (вместе с Suspiria и Profondo Rosso) фильмов Ардженто. С этого фильма я всерьёз начал интересоваться итальянскими ужасами. Все эти необъяснимости и недоговорённости придают фильму необыкновенный сновиденческий колорит, а музыка Кейта Эмерсона только усиливает общее болезненное очарование этого , не побоюсь этого слова, шедевра.