Истории про апокалипсис пестрят таким разнообразием сценариев конца света, что порой кажется удивительным, как наш бренный мир умудряется сохранять хоть какое-то подобие порядка. Наверное, можно сказать, что насмотренный зритель уже готов, по крайней мере морально, ко множеству не самых лучших вариантов развития событий, но я более чем уверен, что жукопокалипсис застигнет его врасплох. Ну а чтобы этого не случилось, ему следует ознакомиться с работой американского режиссёра и сценариста Кайла Ранкина под названием «Вторжение». Тот же совет можно дать и остальным любителям жанра, ибо этот фильм просто интересно смотреть: он динамичный, почти нигде не провисающий и преподносит себя так, как это и подобает подобного рода картинам, с изрядной долей чёрного юмора и самоиронии. Конечно, лента не лишена недостатков, но давайте я расскажу вам обо всём по порядку.

Действие фильма разворачивается внутри и вокруг заражённого инопланетными (надо полагать) насекомыми города неопределённых размеров, где группа случайно оказавшихся вместе разношёрстных личностей, довольно быстро разобравшихся, что к чему, пытается понять, что же им делать дальше. Как я уже говорил, сюжет картины развивается бодрячком. Единственный неудачный в этом плане момент — начальные титры, в которых нас три с половиной минуты заставляют смотреть на перечисление названий «нонэймовых» студий и имён мало кому известных киноделов. Кстати сказать, от собственно начала фильма до погружения в эпицентр его действия проходит едва ли не меньше времени. В общем, не знаю, как вам, а по мне для 2009-го года с тирами вышел перебор. В целом же создателям картины удалось найти удачный баланс между экшеном и разговорными сценами. Причём и те, и другие выглядят довольно забавно, чем вряд ли могут похвастаться многие блокбастеры, в которых сцены сражений и разрушений, конечно, впечатляющие, но когда начинаются диалоги, то можно тушить свет, выносить святых — в общем, заниматься чем угодно, лишь бы не смотреть и не слушать эту мутотень. Дело тут, мне кажется, в двух вещах. Во-первых, характеры героев во «Вторжении» раскрываются не через нудные рассказы об их трудном детстве или ничуть не более интересные флэшбэки, а через поступки и отношение к происходящим на экране событиям. В результате, хоть мы и не знаем прошлого героев, при этом вполне понятны их цели и мотивации, равно как и то, на что они способны и чего в принципе можно от них ждать. Во-вторых, сама команда выживших наполнена хорошо сбалансированными персонажами. Каждому из них уделяется достаточное количество времени, а отношения между героями прописаны на удивление хорошо для дешёвого фильма ужасов.

И вот тут мы подошли к самой большой проблеме этой ленты — её бюджету, а точнее отсутствию такового. В первую очередь это касается визуальных эффектов, которые выполнены на уровне телепостановки, чем эта картина, собственно говоря, и является. Жуки почти во всех сценах, кроме нескольких крупных планов, нарисованы мастерами Фотошопа (причём явно не "80-го левела"), что навевает лёгкую грусть на любителей резины, а не пикселей, к коим можно причислить и вашего покорного слугу. Интересно, что компьютерная графика в фильме выглядит так, что насекомые больше похожи на свои собственные куклы (с которых их, видимо, и срисовывали), чем на реальных живых существ, однако это странным образом гармонирует с общим юморным тоном ленты. Я не знаю, к чему отнести такую схожесть, к плюсам или минусам, скажу лишь, что общий налёт трэшовости в этом кино довольно силён, и оно, скорее, принадлежит к категории «C», а не «B». К слову, съёмки, как водится, проходили в Болгарии, благодаря чему в одном из эпизодов смогла эпично засветиться продукция горьковского автозавода. Ещё одной иллюстрацией экономности продюсеров может служить судьба персонажа «учёной» азиатки в исполнении Линды Парк (Linda Park), которая пропадает с экрана в середине фильма. Ближе к концу мы слышим рассказ о её зажигательных во всех смыслах этого слова приключениях, показать которые, надо понимать, не хватило денег. Вдобавок к этому заметны небрежности в гриме актёров и тому подобные недостатки, перечислять которые нет смысла, потому что в подобной продукции они все примерно одинаковые.

Подытоживая, могу сказать, что самой сильной стороной этой картины является её сценарий, который не только дарит зрителям интересных героев, но и каким-то удивительным образом растворяет все огрехи фильма в ироничной и слегка безбашенной атмосфере, как бы говоря нам, что всё так и задумывалось. Кино производит приятное впечатление и смотрится на одном дыхании. Меня вот только всё время мучил один вопрос: малобюджетный ужастик, жуки-убийцы, съёмки в Восточной Европе — где же старина Лэнс Хенриксен (Lance Henriksen)?