Увидев в 2008-м трехминутную испанскую короткометражку "Mama", маститый испаноязычный режиссер и продюсер жанрового кино в Голливуде Гильермо Дель Торо (Guillermo del Toro) не стал терять времени даром и предложил ее создателю Андресу Мусчиетти снять полнометражный фильм. Но расширить трехминутную короткометражку до полного метра задача, как вы понимаете, не простая, поэтому на помощь Андресу и его жене Барбаре отрядили британского сценариста Нила Кросса (Neil Cross), который помог кинематографической чете справиться с этой задачей. Правда, даже не смотря на его помощь, сценарий в картине, по сути, ее самое слабое звено, зато все остальное - на очень хорошем уровне.
Во время экономического кризиса 2008-го один из управляющих партнеров финансовой фирмы убил своих коллег и жену, а малолетних девочек забрал с собой в горы, где в заброшенном доме на берегу живописного озера попытался убить и их. Но сделать это у него не получилось, благодаря вмешательству потусторонних сил. Через пять лет двух девочек, живших все это время одни в заброшенном доме и превратившихся в маленьких животных, нашел брат их отца, Лукас, оформивший над ними опекунство. Благодаря реабилитационной терапии доктора Дрейфуса, маленькие зверьки начали снова постепенно превращаться в людей, но вместе с ними в дом Лукаса пришла и "мама", заботившаяся о девочках во время их жизни в лесу. "Мама", убившая их отца и весьма ревниво относящаяся к новым "родителям"...
Разумеется, расширить трехминутную короткометражку без реальной истории до полного метра с проработанным сюжетом и персонажами, без ляпов и логических нестыковок практически невозможно. И сценарий, как я уже говорил, является самым слабым звеном этой замечательной ленты, вместе с концовкой, которая смотрится абсолютно нелогичной и явно притянутой за уши. Зато все остальное в картине практически идеально, начиная со стильной кинематографии Антонио Риестры (Antonio Riestra) и заканчивая атмосферной грустной музыкой Фернандо Веласкеса (Fernando Velazquez), написавшего, кстати, отличную музыку к другому испанскому хоррору, "The Orphanage" (2007). Андрес Мусчиетти прекрасно разбирается в природе саспенса и в своей дебютной ленте не стесняется пользоваться всеми доступными ему уловками и трюками для нагнетания тревожной атмосферы, разряжающейся неожиданными "пугалками". Часть из которых действительно неожиданна, а посему реально пугает. При этом никакой крови в ленте вовсе нет, и "Мама" является упражнением в достижении чистого ужаса посредством исключительно психологических и визуальных трюков, а не натуралистичной демонстрацией физиологических подробностей убийств или насилия. Насилие тут есть, конечно, но его совсем немного и оно, я бы сказал, "интеллигентное".
Для фильма, основа которого лежит в плоскости психологии и саспенса, нужны и соответствующие актеры, способные грамотно передать эмоциональное состояние своих персонажей. С чем в этой картине проблем никаких нет, ибо все взрослые актеры тут отличные, - Джессика Честейн вообще оскаровская номинантка, а Николай Костер-Валдау в начале карьеры сыграл одну из главных ролей в замечательном "Ночном Стороже" Оле Борнедаля ("Nattevagten", 1994, Ole Bornedal). Ну а детки тут и вовсе бесподобные, сыгравшие для своего возраста просто гениально. Я бы сказал, что бесподобная игра детей и грамотное использование режиссером десятилетиями наработанных кинематографом приемов нагнетания саспенса, - две вещи, которые выделяют эту ленту из общего сонма популярных в последнее время "паранормальных" проектов. Потому что если зрить, как говорится, в корень, то в картине нет, конечно, ничего оригинального, и все ее элементы откуда-то взяты. Вопрос только в том, что взяты они из правильных источников и скомпонованы настолько грамотно, что во время просмотра напрочь забываешь про "заимствования" и просто наслаждаешься картиной. Правда, лишь до момента финала...
Который, впрочем, не смазал ленте кассовые сборы, и при бюджете в пятнадцать миллионов долларов картина дебютировала в прокате Штатов на первом месте с результатом в тридцать два с небольшим миллиона, заработав на территории США почти семьдесят один миллион долларов и около тридцати четырех в остальном мире. Для продюсера Дель Торо это большой успех, да и для жанрового кино вообще показатели, прямо скажем, не тривиальные. А значит, вполне возможно продолжение... Которого лично я бы видеть не хотел, ибо мама у нас у всех одна, и клонировать ее не стоит :)
Всем любителям стильных, атмосферных и местами по-настоящему жутких паранормальных историй, сходить на "Маму" я рекомендую. Ну и поклонникам таланта Дель Торо тоже, разумеется, ибо и как режиссер, и как продюсер он выдает на-гора исключительно качественные ленты, не только достойные просмотра, но и получающие призы на многочисленных кинофестивалях, что тоже немаловажно. "Мама" в этом смысле не стала исключением, получив на Palm Springs International Film Festival приз в категории "Directors to Watch", и здесь с жюри фестиваля я полностью согласен, - за творчеством Андреса Мусчиетти следить действительно нужно, если только он не променяет жанровое кино на что-то более "серьезное"... ;)
11 марта 2013, 00:15 Bub
А мне вот концовка как раз показалась логичной, всё же (СПОЙЛЕР-СПОЙЛЕР!) живой ребёнок предпочтительнее мёртвого, да и понятно, вроде, что младшенькой в социуме было уже не адаптироваться, пусть уж лучше с Мамой останется.
11 марта 2013, 01:06 Ah
Перед нами дебют, и это многое объясняет.
Не буду тянуть, сразу скажу что фильм не плохой, но, боюсь не настолько хороший что бы включать его в пантеон. Свежие идеи тут соседствуют с заезженными штампами причём к концу вторые побеждают.
Главная беда в том, что две маленькие девочки сыграли гораздо лучше не то что взрослых актёров, но и всухую превзошли саму Маму. Меган Чарпентье и Изабель Нелисс великолепны, то как они двигаются в начале подражая животным, и как раскрывают своих героинь в дальнейшем, куда интереснее истории их "тёмной покровительницы", и именно благодаря им в фильм начинаешь верить. Николай Костер-Вальдау довольно скучен, ну а Честейн в роли рокерши смотрится откровенно неубедительно, как бы не старалась. А персонаж по имени доктор Дрейфус, это весьма неприятный герой поведение которого подчёркнуто алогично, что вредит фильму в целом.
Наконец Мама, на озвучке которой числятся аж три актрисы, но играет которую некий Хавьер Ботет. Что ж, она зловещая, безумная, любящая, и на вид является чем то средним между призраком из "Темнота наступает" и японским хоррором. Выполнены эффекты, надо сказать, достойно.
Что до ужасов, то несколько пугающих моментов в фильме действительно есть, и почти все связанны со снами героев. Концовка тоже может преподнести сюрприз, а то и некоторое щемящие чувство.
Думаю, фильм в любом случае стоит посмотреть, хотя бы ради Чарпентье и Нелисс.
17 марта 2013, 00:14 Nekkro
Убийственно плохой финал, слабый сценарий и похабная компьютерщина. Первая половина - да, фильм кажется отличным. Но итоговое впечатление - совсем другое.