После грандиозной "Ночи Живых Мертвецов" ("Night ofthe Licing Dead", 1968), Ромеро продолжил работать в кино, правда, с куда меньшим успехом. Несколько его фильмов начала семидесятых получили кислые отзывы прессы и хреновые кассовые сборы, а так как режиссер не желал переезжать из любимого Питтсбурга, то и в Голливуде про него знали единицы. За год перед выходом своего второго "большого фильма", "Dawn of the Dead" (1978), режиссер снял фильм маленький, и не про мертвецов, а про одинокого несчастного вампира...
Молодой человек по имени Мартин едет в поезде к своему дедушке, но по дороге времени зря не теряет, убивая молодую девушку и полакомившись кровью из ее вены. Приехав к деду, который называет его Носферату и видит в нем вампира, Мартин начинает работать в семейном магазинчике, заодно высматривая очередных жертв. Интересовали его только женщины, которых он, прежде чем убить, усыплял уколом сильнодействующего снотворного. У Мартина не было клыков, он не боялся чеснока, святой воды и распятия, и мог спокойно перемещаться днем под ярким солнцем, но у него была невыносимая тяга к человеческой крови. Дед предупреждал Мартина, чтобы тот не убивал никого в городе, иначе он убьет его самого, и внучек не перечил деду. Однако вскоре покончила с собой любовница Мартина, и дед, не поверив в самоубийство, вогнал в грудь внучека осиновый кол...
Очевидно низкобюджетный, этот фильм был "партизанским образом" снят Ромеро в окрестностях Питтсбурга на 16 миллиметров и всего за 80 тысяч долларов. Так как денег практически не было, съемочная группа ленты состояла из десятка человек, а в качестве актеров были задействованы все родственники и знакомые кинематографистов. Так, продюсер ленты Ричард Рубинштейн (Richard P. Rubinstein) играет крошечную роль респектабельного мужа-рогоносца; сам Джордж исполняет роль священника, отца Говарда; культовый ныне Том Савини (Tom Savini), помимо работы над кровавыми спецэффектами и гримом, еще и каскадерствует, а также исполняет роль сожителя Кристины, Артура; саму Кристину, играет будущая жена Ромеро, Кристина Форест, которая впервые познакомилась с режиссером еще на съемках его раннего фильма 1972-го года "Hungry Wives". Снимали это все в домах друзей и знакомых, с минимальным освещением и в спартанских условиях, поэтому местами фильм обладает неподдельным реализмом, но самое в нем главное, конечно, - игра Джона Ампласа, исполнителя роли Мартина. Зритель не понимает, является ли Мартин настоящим вампиром, или он просто психованный убийца с плохой наследственностью, так как дедушка, к которому он приехал, тоже явно не в себе. С одной стороны, Мартин постоянно вспоминает некие события начала века, когда он, тогда еще совсем молодой вампиреныш, из-за своих преступлений был вынужден начать скитаться по миру. С другой стороны, это вполне могли быть фантомы его больного воображения, картинки из множества фильмов о вампирах, которые он пересмотрел, превратившиеся в "реальные воспоминания" у него в мозгу. Молодой человек на полном серьезе утверждает, что ему 84 года, но при этом очень робок с женщинами и еще ни разу не имел "настоящих" половых контактов, предпочитая сексу шприц и острое лезвие. Он легко употребляет обычную пищу, и "кровавая жажда" просыпается у него не слишком часто, позволяя потратить немало времени на разработку детального плана и подготовку к очередному преступлению, а в этом смысле Мартин очень осторожен, благодаря чему его до сих пор не поймали.
Не смотря на отличную игру, в кино Джон Амплас большой карьеры не сделал, снявшись еще в нескольких фильмах Ромеро, но так и не получив широкой известности. Кристина Форест тоже работала лишь в фильмах мужа, не получая никаких сторонних предложений, зато карьера Тома Савини, как мы знаем, пошла в гору, сделав из него культовую фигуру. Не смотря на хорошие отзывы критиков и плакаты, пестрившие фразой "от режиссера Ночи Живых Мертвецов", этот фильм большой кассы снова не сделал, хотя и прокатывался по меркам независимых дистрибьюторов неплохо. Его основная проблема заключается в том, что для хоррор аудитории он слишком "артхаусный", в нем много интеллигентской рефлексии и социально-психологических вопросов, благодаря чему в картине мало "экшена", и СЛИШКОМ много занудства, связанного с повседневной жизнью Мартина. При хронометраже в 95 минут, смотреть это кино довольно скучно и фильм быстро надоедает, хотя в нем есть несколько неплохих, жестких моментов. Самый же первый монтажный вариант вообще шел 2 часа 45 минут, и уж это смотреть было бы попросту невозможно! Я, конечно, понимаю, что фильм называется "Мартин", и рассказывается в нем про Мартина, но в ленте неплохо было бы рассказать и о других персонажах, раскрыть их, но режиссеру это было явно не интересно, в результате чего фильм получился однобоким, и излишне персонифицированным.
Прямо скажем, не лучшая работа Джорджа, с течением времени приобрела культовый статус, а в Италии, к тому же, была еще перемонтирована и переозвучена (музыку к итальянской версии писали знаменитые Goblin). Поклонникам Ромеро этот фильм, безусловно, посмотреть стоит, равно как и тем, кому интересны необычные психологические драмы. Что же касается поклонников хоррора и фильмов про вампиров, то в "Мартине" они врядли найдут для себя много интересного, так как это и не хоррор, и не "вампирский фильм"...
26 февраля 2007, 05:26 Tetsuo
Very interesting and informative!
15 марта 2009, 08:15 Maldoror
Серость присуща всем фильмам Ромеро кроме черно-белой''Ночи живых мертвецов''.
28 июня 2009, 05:39 JD
Мартин это один из лучших фильмов Ромеро. Спокойный, размеренный и остро социальный. Жаль что карьера у исполнителя главной роли незадалась - сыграл он на уровне. А жену Ромеро легко угадать единственная кто не снялась обнаженной - Ромеро собственник;)
02 декабря 2011, 13:12 Izchez
С выводами автора рецензии согласиться не могу. Фильм не скучный, а напротив всё время держит внимание, как клещами. Второстепенным персонажам уделено достаточно экранного времени, и они вполне раскрыты. Даже больше, основному повествованию паралельны микро-сюжеты о второстепенных персонажах. Картинки - живые и яркие, будь то кухня или загородный пустырь, всё снято отлично.
Но в рамки "ужастика" не влазит, как не крути - что правда, то правда. Иногда мне кажется, что "Мартин" и "Рыцари наездники" круче, чем вся эта телега про мертвяков, и мы много потеряли, от того что такой талантливый дедушка был загнан на всю жизнь в клетушку "ужасов".
И ещё. Этот фильм нужно было показывать по всем трём каналам совкового телевидения в пропагандистских целях. Из него просто сочится недовольство жизнью, каждый персонаж по своему демонстрирует упадок и разложение личности в условиях капиталистического общества.