По своей сути, датский кинематограф - вещь в себе. Безусловно, в своей стране люди смотрят фильмы собственного производства, а синефилы всего мира знают датское кино не понаслышке, но обычно датские фильмы широкому кругу зрителей не известны (за очень небольшими исключениями). Этим "исключением" в 1994 году стал фильм Оле Борнедаля, собравший безумную кассу у себя на родине и прогремевший по всему миру под скромным, но интригующим названием "Ночной сторож".

Мартин - обычный молодой человек, студент юридического факультета. У него есть хорошие друзья, замечательная девушка и вполне понятное будущее адвоката или юриста. Однако за обучение и проживание надо платить, и хотя Мартин из семьи вполне благополучной и может попросить денег у родителей, принципы не позволяют ему сделать этого, и для пополнения своего бюджета он устраивается работать ночным сторожем в местную больницу. В это самое время город содрогнулся от серии жестоких убийств, жертвами которых были проститутки, по всей видимости, совершаемых одним человеком. В больнице, где Мартин работает сторожем, а точнее, в морге этой больницы, куда привозят тела девушек, начинают происходить странные вещи, и постепенно, незаметно для самого себя, Мартин оказывается втянутым в смертельную игру с убйицей...

Этот фильм по праву можно назвать шедевром. В нем все задумано и исполнено просто на высочайшем профессиональном и творческом уровне, начиная от потрясающих в своем реализме (Станиславский кричал бы на каждой минуте фильма "Верю!") актерских работ всех исполнителей и заканчивая разнообразным музыкальным сопровождением, безукоризненной операторской работой и, безусловно, отличной режиссурой. В фильме все выверено и построено так, что практически два часа действия пролетают как одна секунда - течения времени абсолютно не замечаешь.

Естественно, столь очевидные достоинства картины были замечены не только зрителями, но и критиками, прокатчиками и фестивалями по всему миру. Фильм собрал груду наград в различных номинациях (включая "Лучший фильм" и "Лучший актер/актриса") аж на пяти международных фестивалях, среди которых есть и такие известные мероприятия, как Brussels International Festival of Fantasy Film и Fantasporto. Ну и конечно же, как это очень часто случается последнее время с удачными европейскими картинами, американцы решили сделать "свой" римэйк фильма для "американского зрителя", ведь оригинальные картины с субтитрами и с какими-то там неизвестными европейскими актерами американский "зритель" смотреть не любит. Но что в этой истории с римейком самое поразительное, так это то, что американские продюсеры пригласили в качестве режиссера Оле Борнедаля - то бишь оригинального автора! Ну, а он в свою очередь взял с собой и оригинального оператора картины - Дэна Лаустсэна (Dan Laustsen)... Такого еще в истории кинематографа не было, когда автор буквально по кадрам переснимал свой же собственный фильм (ведь сценарий-то остался также прежним) с тем же самым оператором, но только в Америке с местными звездами - Ником Нолтом, Патрицией Аркетт и Айваном МакКрегором (хотя он не совсем "местная звезда") в роли Мартина! Одним словом - полный шок :) К сожалению (а скорее к счастью), я не смотрел римейк, поэтому самостоятельно судить о картине не берусь, но все люди, кто американский вариант все же посмотрели, сошлись на мнении, что он намного хуже оригинала, да это и неудивительно, ведь то, что вполне нормально воспринимается и показывается в просвещенной Европе, в пуританской и "политкорректной" Америке показывать просто запрещено...

Одним словом, если Вы решите ознакомиться с поистине шедевром датского кинематографа, и Вам есть из чего выбирать - остановите свой выбор на Nattevagten... Ну, а если Вы смотрели лишь американскую версию, то не раздумывая ищите оригинал и наслаждайтесь полноценной, а не выхолощенной "политкорректной" картиной! Приятного Вам просмотра...