Тихо-мирно в своем уютном доме в пригороде жила семья Фрилингов, пока к их жилищу не начали проявлять интерес потусторонние силы. Поначалу "барабашки" вели себя дружелюбно – переставляли, например, ко всеобщему изумлению мебель, а маленькая Кэрол Энн даже могла с ними разговаривать, устанавливая связь через телевизор. Но потом духи не на шутку разбушевались, попеременно вселяясь то в деревья, то в кукол, и угрожая жизни всей семьи. Наконец, они похитили Кэрол Энн, унеся ее в другой мир, но оставив безутешным родителям проход. Пригласив экстрасенсов и не дождавшись от них помощи, семья решает самостоятельно вызволить свою младшую дочь из рук полтергейста.
Этот фильм, вообще-то, должен был снимать Спилберг (Steven Spielberg), являвшийся и автором сюжета, и автором сценария "Полтергейста". Журналы "ТАЙМ" и "Ньюсвик" даже окрестили лето 1982-го "летом Спилберга", из-за одновременного выхода "Полтергейста" и "Инопланетянина" ("E.T. the Extra-Terrestrial"). Но получилось так, что в контракте Стивена с киностудией Universal был пункт, запрещавший ему режиссировать любой другой фильм, пока не закончится работа на "И.Ти". Правда, пункта, запрещавшего ему посещать съемочную площадку "Полтергейста", там не было. По этому поводу сопродюсер ленты Фрэнк Маршалл (Frank Marshall) в интервью "Лос-Анджелес Таймс" говорил: "Креативная сторона процесса съемок – это Спилберг. Тоби – режиссер, он был на съемках каждый день, но Стивен разрабатывал макеты каждой сцены, и тоже присутствовал на площадке каждый день, кроме тех трех дней, когда отдыхал с Лукасом на Гавайях". В связи с этим появились закономерные и многочисленные вопросы о роли Спилберга в производстве "Полтергейста", а слухи, положа руку на сердце, подогревались самим Спилбергом. Он говорил: "Тоби (Хупер) ... не руководитель. Если возникал некий вопрос, который не могли сразу решить, то появлялся я и говорил, что надо делать. В этом и проявлялось наше сотрудничество".
Гильдия режиссеров Америки даже инициировала расследование, чтобы выяснить "не является ли назначение Хупера на пост режиссера синекурой в связи с тотальным участием Спилберга в съемочном процессе". В свою очередь Хупер ответил, что "половину всех сцен сделал полностью я". Дошло до того, что в день релиза фильма в "Голливуд Репортерс" было напечатано открытое письмо Спилберга Хуперу, в котором, в частности, говорилось: "К сожалению, пресса не поняла и не приняла то уникальное сотрудничество, те отношения, которые возникли у нас на съемочной площадке. Мне очень понравилось то, как ты принимал все изменения в ходе съемок, точно так же, как и то, как ты искренне радовался свободе, предоставленной тебе на площадке. Как режиссер, ты привнес свое видение в этот фильм, ты ответственно и профессионально подходил к сценарию, посему я желаю тебе удачи в твоем следующем проекте". Приятно, правда? Сотрудничество просто офигительное, когда режиссер "радуется предоставленной свободе"...
С момента выхода фильма прошло уже двадцать пять лет, а в этой истории так ничего не изменилось, и часть съемочной группы до сих пор считает, что Спилберг был "де-факто" режиссером на площадке. В 2007-м Зельда Рубинштейн в своем интервью говорила: "Стивен снимал все шесть дней, пока я была на площадке. Тоби выстраивал сцену, а Спилберг изменял ее, вносил что-то новое. Тоби только частично был режиссером". Да о чем вообще говорить, если фильм, идущий по телевизору в одной из начальных сцен, называется "Парень По Имени Джо" ("A Guy Named Joe", 1943), и рассказывает он о погибшем пилоте, вернувшемся в наш мир в виде призрака. А в 1989-м году Спилберг сделал ремейк этого фильма под названием "Всегда" ("Always") – вот вам и "влияние".
Еще много лет назад я не понимал, как один и тот же человек мог снять такую ужасающую халтуру как "Спонтанное Возгорание" ("Spontaneous Combustion", 1990), и такую безобразную, пускай и телевизионную, экранизацию кинговской "Судьбы Иерусалима" ("Salem's Lot", 1979), но при этом выдать на-гора культовейшую "Техасскую Резню Бензопилой" ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974). Хотя, с точки зрения режиссуры, и она весьма "так себе", ремейк гораздо симпатичней. Так вот, я искренне не понимал, как такому режиссеру удалось снять столь грамотный и красивый фильм, да еще и с правильно расставленными акцентами. А сейчас, узнав про все эти скандалы и открытые письма - понял, и все встало на свои места. В этом кино однозначно видна рука большого мастера, коим Спилберг, безусловно, является, хотя, на мой взгляд простого зрителя, эта история все-таки слишком раздута. Ну значился Хупер режиссером, ну, говорил ему Спилберг что делать и как снимать, – нам, зрителям, с этого ни жарко, ни холодно. Нам главное – фильм, поэтому о скандале я закругляюсь.
А фильм, что неудивительно, стал успешным, заняв восьмую строчку в списке самых кассовых фильмов 1982-го года с результатом в 76 миллионов долларов. Опять же, совершенно ясно, за что картина получила три премии "Saturn award" ( лучший фильм года, лучший грим и лучшая актриса второго плана – Зельда Рубинштейн) и одну оскаровскую номинацию для Джерри Голдсмита (Jerry Goldsmith). Критики, правда, вместо того, чтобы отметить художественные ценности фильма, кинулись обсуждать в нем "роль семейных ценностей" (нет, ну как это типично для американцев!). Журнал "Village Voice", к примеру, писал: "примечательно то, как, перед страхом потерять свою младшую сестру, двое старших детей перестают ссориться и объединяются со своими родителями в идеальную семью, которая способна бороться даже с силами ада". Этому вторил другой критик: "Основа "Полтергейста" - стандартный базис сказки: история маленькой девочки, которую спасает ее семья, доказывая свою любовь. Семейные ценности, собственно, лежат в основе всех сказок. Они все начинаются с разлада в семье, а заканчиваются хэппи-эндом". Типично, и совсем не интересно нам, зрителям.
А вот я хочу отметить совершенно другое – в картине мастерски нагнетается напряжение. Невинные фокусы с перевернутыми стульями превращаются в чертовски страшные ходячие деревья, от которых нет спасения даже дома. Клоуны в ужастиках вообще отдельная песня, и здесь они тоже не подкачали. В этом смысле примечателен момент съемок сцены с клоуном, когда кукла душит Робби, а тот, задыхаясь, кричит "я не могу дышать". Спилберг и Хупер оба стояли за камерой и подбадривали мальчика, мол, молодец, хорошо, и только когда Оливер Робинс уже посинел и захрипел, съемочная группа поняла, что мальчик на самом деле практически задушен. Эти кадры и вошли в фильм, где натяжение нервов происходит до самой последней сцены, когда каким-то образом понимаешь, что спасение Кэрол Энн – это совсем не конец, и что впереди семью ждет еще немало ужасов. Увы, двух актрис эти ужасы поджидали уже после окончания съемок. В том же (1982-м) году Доминик Данн была задушена своим бойфрендом, а шестью годами позже Хитер О’Рурк скончалась от болезни сердца. Похоронены они на одном кладбище: в парке "Westwood Memorial", в Лос-Анджелесе.
Как и в случае с "Оменом" ("The Omen", 1976), о чем я писал в другой рецензии, фильм удостоился внимания со стороны двух популярнейших мультсериалов. В одной из хелловинских серий "Симпсонов" под названием "Дом плохих снов", фигурирует дом с призраками, построенный на индейском кладбище. Семью Гомера, правда, этому дому напугать не удается, и тогда, выбирая между гибелью и жизнью с Симпсонами, дом незамедлительно саморазрушается, делая верный и очень мудрый выбор ;). В другой серии, "Гомер в кубе", Гомер попадает в другое измерение и общается с семьей голосом, который очень похож на голос Кэрол Энн, говорящей из телевизора. Барт, в попытке спасти отца, обвязывается веревкой так же, как и Диана, спасавшая дочь. "Южный Парк", разумеется, тоже не остался в стороне: в конце эпизода "Пришел Страшный Уолл-Март" супермаркет исчезает, пародируя аналогичную сцену из фильма, а в эпизоде "Извинения Перед Джесси Джексоном", Картман, победив доктора Нельсона, заставляет того произнести фразу: "Кэрол Энн, не ходи на свет".
Подводя итоги, стоит признать очевидное - фильм очень хороший. Это и пугающий ужастик, и бьющий по нервам триллер. А еще, это однозначно лучший фильм Хупера, кто бы там на самом деле его не снимал. (Нет, ну кто его НА САМОМ ДЕЛЕ снимал, по-моему, очевидно, но режиссером то все равно в титрах значится Тоби... ;))[br][br] P.S. То, что на съемках иногда творилось черти что, подтверждает и ДжоБэт Уильямс. В частности, актриса рассказывала, что скелеты, с которыми она плавала в бассейне в конце фильма, были настоящими! На что Крэйг Рирдон (Craig Reardon), работавший над фильмом специалист по спецэффектам, заявил, что ему дешевле было взять настоящие скелеты, чем покупать пластмассовые. Ну разве не мило?
11 сентября 2008, 01:47 Al
Семейное кино выданное за хоррор, вот он ваш "Полтергейст"! Хотя, чего ещё ждать, от любителей ремейков? Они и должны тащиться от Спилбеога, а Тоби Хупер для них недостаточно высокобюджетен.
Всем любителям Спилберга, советую смотреть "Беспредельный террор" Ллойда Кауфмана. Там вся правда и про них, и про их кумира.
11 сентября 2008, 07:42 italian spiderman
На этот раз зарикаюсь что не буду больше читать хуйню от Исаева, хуже него в рунете ещё ни кто не писал. Заебал своими Симпсонами. Автор выпей йаду
11 сентября 2008, 09:10 BS-300
не надо паники - может рецензия и не такая сбалансированная, как у Сергея, но в конце концов в новостях было написано "Читайте про интереснейшую историю создания культового «Полтергейста», снятого Тоби Хуп.., простите, Стивеном Спилбергом ;)" - так что не обманули.
11 сентября 2008, 14:16 Executor
Интересно, что с Исаевым американцы проделали такого, что он их в каждой рецензии хает?
Недостаточно ужастиков наснимали что ли, или что?
Кстати, в фильме просто отличнейшим образом расставлены акценты с семейными ценностями - ни перебора, ни недобора, без этого фильм бы не смотрелся с таким интересом и с таким эмоциональным сопереживанием.
Мне кажется, что Исаев – угрюмый одинокий очкарик, который ковыряется в носу и громко пыхтит и его девушки не любят.
03 августа 2011, 22:03 Ван Хелсинг
А может фильм и правда плохой? А может не все обязаны любить одно и тоже? А может не стоит оскорблять любого, кто с вами несогласен, обзывая задротом? Это знаете ли, самый простой способ вести дискуссию: когда вам больше нечем крыть начинать оскорбляться.
11 сентября 2008, 11:40 Мулумба
кстати телевизионный Salem's Lot я считаю одной из лучших экранизаций С.Кинга. Так что слова, типа "безобразная", выглядят довольно странно.
11 сентября 2008, 14:00 Тыкворез
Вот это золотые слова чувак. Салемс Лот зря хает автор очень зря... Так же поддерживаю на счет симпсонов, действительно не в тему.
А в остальном отличная рецензия. Вот я если честно не понимаю таких ,,эстетов,, которые зайдут, пезднут -,,хуйня,, и пойдут счастливые дальше. Человек старается, пишет а вы заходите срете и уходите ну пиздец просто. Надо говорить ЧТО не нравится, а не хуйнякать. Ладно музей восковых фигур был действительно кал рецензия, но это же не значит что теперь должно стать модным рецензии Исаева не читая говном мазать. Вот у Сереги тоже есть говяные рецензии, что мне теперь считать из-за одной что все остальные тоже такие? Я тоже Хупера больше Спилберга уважаю, ну и хуй! В этой рецензии в отличии от того же музей автор воздержался от излишего субъективизма, от ненужной мишуры (кроме симпсонов) . Лично мне с каждым разом все интереснее читать его рецензии.
12 сентября 2008, 07:12 Леонид
Подпишусь тут под каждым словом товарища Тыквореза, за исключением того, что Хупера я пиздец уважаю и ценю, а Спилберг ИМХО - пёс ибаный :)))))) "Салемз Лот" - одна из лучших экранизаций Кинга ваще, ИМХО, реально страшный фильм. И сам роман великолепен, да.
11 сентября 2008, 12:49 Фёдор
"пока не закончится работа на «И.Ти»." Может, всё-таки , "наД И.Ти"?
А "рецензия" хуйня та еще, ага.
11 сентября 2008, 13:18 Max Plissken
Как у вас тут жарко ребята :)
Не согласен про Хупера, конечно много ерунды он потом наснимал (вторая Техасская резня - хрень еще та), но именно в этом фильме очевидно что не Спилберг. У того совсем другая... рука что ли, здесь именно лучшее от Хупера чувствуется. Ему потом была открыта дорога, но он пошел по пути трэша, как я понял.
А вот первая Резня - это действительно классика, римейк в подметки не годится своей дикой клишированностью и нудностью. Из Хупера очень нравится также "Жизненная сила", хотя я знаю что её мало кто люибт. Но фильм по-моему суперский, очень удачное сочетание фантастики и хоррора с отсылками к Дракуле и прочим. Похоже и с Полтергейстом - фирменный Спилберговский материал про семью (что критики и воспели) подан совсем иначе, по-хуперовски. Конечно не без семейных ценностей, но на самом деле очень удачно получилось.
Второй Полтергейст слабоват, много лишней ерунды и вообще ощущение просто выжимания денег. Третий уже совсем почти трэш, но тоже есть неплохие моменты. Скоро римейк снимут и вот это я думаю будет такая же фигня как римейк Резни..
11 сентября 2008, 17:11 Max Plissken
А по-моему правильное упоминание. Хотя именно тут серия была там не слишком сильная, вот Сияние - да, там отлично. А тут так, бегло лишь намекнули
11 сентября 2008, 23:59 Weirdo
Вот уж воистину каждому свое. Я например, считаю оригинальную "Резню" величайшей режиссерской работой в истории кино. Не меньше.
А римейк, не будь в нем суперхаризматичного Р. Ли Ерми, был бы полной какашкой.
12 сентября 2008, 07:15 Leonid_Zol
Да, и с этим тоже дико согласен!
12 сентября 2008, 10:50 Serj
Не, рецензия и правда хуйня. Исаев заведи бабу и посмотри побольше фильмов где бюджетик маленький, а то скоро увидим рецуху на Железного человека
12 сентября 2008, 11:55 Тыкворез
Требуем объективную рецензию на САЛЕМС ЛОТ Тоуба Хупера бляхамуха!!!))))))
13 сентября 2008, 19:13 Blacky
Тыкворезу:
Да не вопрос, чел. Только не факт, что получится. Не люблю я этот фильм (конкретно фильм, книга знатная). Но попробую.
ЗЫ: Да, мне нравятся Симпсоны.
14 сентября 2008, 11:12 AL
Похоже Тыкворез нарвался на хуёвую рецензию на Салемс лот.
А Исаева как не пинай всё как с гуся вода, мазохист хренов.
14 сентября 2008, 22:48 Тыкворез
Ну...Сколько людей столько и мнений. Все кого я знаю считают например Интервью с вампиром пиздатым фильмом, хотя по мне ничего особенного, припопсенная проходная картина о жизни вампиров. А когда я читаю рецензию мне в первую очередь интересно узнать историю создания, подбор актеров, бюджет и сборы, интересные факты, плюсы и минусы картины и уж на последнем месте мнение автора.
14 сентября 2008, 22:52 Тыкворез
В общем жду с нетерпением, за сим откланяюсь, дабы не засирать и без того засранный не по теме Полтергейст )))
18 сентября 2008, 16:11 Миша
Спасибо за рецензию.
Лично мне показалось любопытным, что фильм растащили на кино- и мульт-цытаты. Хоть я с Симпсонами и не близко знаком. Но ребята, что делают Саус Парк, заслуживают уважения. И что фильм привлёк их внимание, уже говорит в его пользу.
Так что мне эта информация лишней не показалась.
Сама рецензия - заметно качественнее более ранних. (Не все, правда, читал). Видно, что автор развивается. И то, что его так хаят в коменетариях, несомненно, ему только на пользу.
Продолжайте, Павел. Читать становится интереснее.
24 февраля 2009, 18:57 Maldoror
надо писать о хорошем .
правда, что Хупер уже лет двадцать с лишним снимает халтуру, но ведь были у него и '' Балаган ''' и ''Жизненная сила ''.
03 августа 2011, 22:00 Киберноид
Сейчас в меня полетят тучами гнилые помидоры, но я считаю этот фильм довольно посредственным. При том, что на семейные ценности и их отражение в американском кино мне глубоко плевать. Ну Спилберг, ну и что? Как будто он не может слажать. Цитируя современника: "Я люблю его и его творчество, но я необязан любить всё, что он делает". У него есть действительно выдающиеся фильмы, есть средненькие и есть откровенно провальные. К последним я отношу "Полтергейста". Этот фильм плох во всём. Начиная от откровенно бредового сюжета и постановки, заканчивая просто дешёвыми спец.эффектами и визуальным рядом. Единственная по-настоящему сильная сцена: где глава семейства бежит по коридору, а тот лишь удлиняется. Вот это да, тут можно аплодировать стоя. Всё остальное шлак.
В принципе, сейчас и "Кошмар на улице Вязов" здорово меня в детстве пугавший смотрится как-то наивно. Но этот фильм мне даже в детстве казался примитивным.
Можете со мной не соглашаться. Но я буду настаивать на том, что король голый.