Творчество известного американского фантаста Филипа Кинреда Дика (Philip Kindred Dick) экранизировалось неоднократно. Причём зачастую для переноса на большой экран выбирались не пухлые романы, коих у Филипа было достаточно много, а небольшие повести и даже совсем короткие рассказы, сценарий постановки которых создавался главным образом за счёт фантазии киноделов. Так было, например, с рассказом «Из Глубин Памяти» («We Can Remember It for You Wholesale», 1966), переросшим в культовую картину с Марсом и Шварценеггером (Arnold Schwarzenegger) "Вспомнить Все" ("Total Recall", 1990). Ночные бабочки там тоже были и даже играли важную для сюжета роль, да и азартные игры мелькали где-то на заднем плане. В общем, с какой стороны ни посмотри, фильм удался.

По этой причине следующая крупная адаптация произведений писателя также имела инопланетную тематику. За основу был взят тридцатистраничный рассказ «Вторая Модель» («Second Variety», 1953), повествующий о вышедших из-под контроля своих создателей роботах-убийцах, разработанных с целью переломить ход третьей мировой войны. С задачей этой они успешно справились, только вот преломление случилось в весьма неожиданную сторону.

Рассуждения об особенностях экранизации работ культового автора являются справедливыми и в этом случае, но лишь отчасти. С одной стороны, сценарий нашего сегодняшнего экспоната, почти двухчасовой ленты, должен был насчитывать страниц сто, и он был явно в значительной мере доработан по сравнению с первоисточником. В то же время основная канва повествования осталась без особых изменений.

Итак, мы имеем год 2078-й и планетоид LV-426, простите, Sirius-6B. На нём последние десять лет идёт ядерная война между горнодобывающей компанией «Новый экономический блок» и союзом шахтёров под названием «Альянс». Обе стороны до крайности истощены этой войной, в которой уже никто не видит смысла, и готовы сложить оружие, когда на сцену выходит новый враг.

Так же, как и их именитый кинопредшественник, «Крикуны» были голливудским долгостроем, работы над которым велись аж с начала 80-х годов. Велись они, что интересно, тем же самым сценаристом Дэном О’Бэнноном (Dan O’Bannon), из-под чьего пера вышло немало культовых фильмов того времени. В качестве главной звезды проекта выступил Питер Веллер, послужной список которого к тому моменту также включал в себя громкие картины в жанре научной фантастики. Однако Веллер — это не Арни, и жадные продюсеры согласились выделить на съёмки ленты сравнительно небольшую сумму, по разным оценкам не превышавшую двадцати миллионов долларов. Вдобавок, как уже упоминалось, в сюжет оригинального рассказа Дика был внесён ряд изменений. Кровожадных русских, любимую страшилку писателя, с которыми шла война в оригинале, заменили на чуть менее кровожадную корпорацию. С целью немного сгладить депрессивный настрой ленты главному герою был дан напарник, который периодически попадает в местами забавные переделки и с которым можно поговорить, попутно объяснив зрителям подоплёку происходящих событий. Кроме того крикунам был добавлен, собственно говоря, крик. По моему мнению, отличный ход, наделивший бездушных убийц неким подобием личности и характера, что органично вписалось в дальнейшее развитие сюжета.

Говоря о достоинствах фильма, нельзя не отметить мастерство, с которым его создатели распорядились скромным объёмом выделенных им средств, создав мрачный, депрессивный, но в то же время очень красивый мир радиоактивных пустошей, заполненный живописными развалинами, в которых ещё можно разглядеть черты былых величественных сооружений. Ну и дух всеобщей обреченности отлично передан, как и положено пост-апокалипсису. С другой стороны, в некоторых сценах недостаток финансирования весьма очевиден. Причём это заметно не только в тех местах, где применялась аляповатая компьютерная графика 95-го года, но и на вполне традиционных эффектах, вроде рирпроекций и миниатюр. Так как фильм имеет рейтинг "R", то его создатели не поскупились на красочные и весьма подробные изображения актов членовредительства, некоторые из которых удались им на славу, а вот некоторые — не очень. Например, сцена разрывания пополам человекоподобного робота в «Чужих» («Aliens», 1986) выглядит гораздо более правдоподобно и эффектно, чем аналогичная ей в этой ленте.

Несколько слов стоит также сказать и о дизайне самих крикунов. В рассказе Филипа Дика их устройство выглядит очень любопытно: «Невдалеке Хендрикс заметил несколько металлических шестерёнок, какое-то реле. <...> изнутри посыпались металлические детали, покатились по склону вниз колёсики, пружинки, стерженьки». Таким вот образом в середине прошлого века автор представлял себе основы роботостроения будущего. Однако по причине того, что спустя 40 лет даже у не особо искушённых в этом вопросе зрителей наверняка бы возникли смутные сомнения в правдоподобности подобного описания, художникам фильма пришлось модернизировать облик роботов, добавив в их начинку транзисторы, интегральные микросхемы и прочие атрибуты современной электроники. Тем не менее, в их внешнем виде остался некий киберпанковский шарм, следы давно ушедшей "тёплой и ламповой" эпохи, которые ярко контрастируют со смертоносностью дисковых пил и разнообразных колющих орудий, коими эти устройства утыканы, как лангольеры зубами. Дальнейшие попытки обновления крикунов были сделаны в сиквеле этой картины. Вышло не очень, но это уже совсем другая история.

Не снискав в своё время ни кассовых сборов, ни любви критиков, впоследствии «Крикуны» заслуженно обрели культовый статус. Конечно, это тяжёлое и мрачное кино, проникнуться которым получится, скорее всего, только имея подходящее настроение. Однако его художественные достоинства позволяют ему служить образцом сразу в нескольких жанрах: это и зрелищный фантастический боевик, и напряжённый триллер, где в лучших традициях «Нечто» («The Thing», 1982) не понятно, кто друг, а кто враг, да и моментов, характерных для фильмов ужасов, тут тоже хватает. Посмотреть этот фильм рекомендую всем. Тем, кто не видел, — для восполнения досадного пробела. Для остальных же это хороший повод лишний раз заглянуть на свои пыльные полки.