«Поезд Страха» частенько сравнивают с «Хэллоуином» ("Halloween", 1978), только на рельсах: тот же вязкий и липкий нарратив, тот же минимальный "gore", та же резкая кульминация перед самыми титрами и та же Джейми Ли Кёртис в роли "scream queen". Но если Карпентер (John Carpenter) смастерил культовую классику на все времена, которую знают и несмышлёные детишки, и лавочные матриархи с почтенными сединами, то картина Роджера Споттисвуда прошла долгий путь, прежде чем ортодоксальное сообщество поклонников слэшеров признало ее значимость. По традиции, прежде чем перейти к так интересующим нас деталям, давайте познакомимся с лентой поближе.
Завязка сюжета тривиальна для современного зрителя настолько, насколько это вообще возможно: группа студентов-медиков, прогуляв семинар о вреде этанола, лихо и задорно празднует Новый Год. Раз речь идёт о студентах, то подразумеваются члены студенческих братств, а какое же это братство без розыгрышей? В качестве объекта шутки был выбран "тёпленький" Кенни, которого заманили в комнату обещаниями большой и чистой любви, а на самом деле уложили в кровать с трупом старушки, который ещё и развалился оползнем. У бедняги – истерика, у главной героини – чувство вины, а автор "креатива" только проведением Господним избежал вылета, не иначе.
Прежде, чем складывать губы куриной жопкой, вспомните, что это – 1980-й год! До «Дня Дурака» ("April Fool’s Day", 1986) ещё 6 лет, а «Пятница…» ("Friday the 13th", 1980) Каннингема (Sean Cunningham) только-только выходит на экраны.
Проходит несколько лет, и студенты (на тот момент – уже выпускники) готовятся к прощальной тусе. Туса, надо сказать, звучит заманчиво даже по сегодняшним меркам: роскошная попойка с товарищами в старом добром паровозе! Бухло, хипповская музыка, иллюзионист, перепихон в каждом купе – современным МГИМОшникам такое не снилось! Ясный Павлик, что на поезд проникает маньяк. Загвоздка в том, что вечеринка выполнена в стиле маскарада, и вычислить, кто скрывается под костюмом Чудовища Чёрной Лагуны – почти невыполнимая задача для пьяных наивных юнцов.
Сюжет небогат, и критики в 80-х оторвались на этом пункте по полной программе, ставя в вину современной (на момент выхода фильма) молодёжи отсутствие вкуса, чувства юмора и интеллекта. Вот в 30-е были фильмы ужасов – это да! А сейчас – «Сойдёт любой сюжет. Главное, не забыть нож, девушку и кровь», - писал Роджер Эберт (Roger Ebert). Но как показала история, слэшер – это слэшер, и его нельзя делать интеллектуальным, иначе все дело можно загубить (раз) и огорчить Романа Полански (Roman Polanski) (два). Тем более, что в фильме есть другие, куда более интересные вещи.
Одна из главных ставок была сделана на коллизии. Зрителю практически сразу намекают на то, кто же ответственен за смертоубийства, однако последующий шквал разномастных деталей заставляет отбрасывать одну версию за другой. Почитатели классических детективов заламинируют себе весь мозг, прежде чем поставить на «зеро», да и не факт, что их выбор окажется верным. В этом «Поезд Страха» шагнул в сторону от «Хэллоуина», в котором личность Майкла Майерса (Michael Myers) нам преподносилась с первых же минут. Таким образом, фильм создаёт страховку для саспенса: если тот где-то провиcнет, то дополнительное напряжение от того, что убийцей может быть кто угодно, должно вернуть нарратив на должный уровень.
Немаловажная роль, по традиции, отводится атмосфере. Обычно, "серийники" применяют подручные предметы на своих жертвах в относительно закрытых пространствах: домики, пристройки, шахты, даже сортиры. Однако в теории жертва может выбраться из этого пространства на открытую локацию (улица в «Хэллоуине» или лесной массив в «Пятнице, 13-й») и помучиться ещё немного. В этом – реализация концепции «так близко и так далеко», которая активно применяется и в хоррорах, и в видеоиграх: близость открытой местности крайне иллюзорна, ведь сам жанр ставит действие на концептуальные рельсы, которые неминуемо приведут персонажа в четыре стены. Но зритель об этом не знает или, во всяком случае, не замечает. Порой возникает даже элемент сопереживания абсолютно масочному персонажу – пресловутое «Беги же, дура!». Такой возглас – это результат правильного применения концепции.
Но «Поезд Страха» идёт в совершенно противоположную сторону. Основной атмосферный акцент в нем сделан на огорожённое пространство, из которого нет выхода, и следующую за этим клаустрофобию. Вокруг – зима, поезд едет аккурат через медвежий угол, и сойти с него никак нельзя. Споттисвуд изо всех сил старается придать паровозу с вагонами очертания гроба, выстроив нехитрую эмоциональную цепочку «изоляция-беспомощность-обречённость». И снова реверанс к 80-м: для тех олдфажных времён такой антураж, опять-таки, был очень крутым. Ведь даже в 2006-м году затрапезный хоррор «Змеиный Полёт» ("Snakes On A Plane") с раздутым бюджетом в 33 миллиона долларов собрал вдвое больше, и даже стал мемом в англоговорящих странах! Причина – в игрищах с замкнутым пространством и безвыходности ситуации, собcтвенно, в эксплуатации образа, ибо кроме наличия змей и самолёта, фильм совершенно ничем не выделяется.
При всём при этом, положа руку на сердце, саспенс в "Поезде" провисает достаточно регулярно. После ледяного минимализма Карпентера звуковая вариативность «Поезда Страха» звучит, в лучшем случае, как какофония. В худшем – как шапито. Под конец композитор Джон Миллз-Коккел (John Mills-Cockell) несколько умерил пыл и равномерно растёкся по ситуации в кадре, дополняя её. Однако большую часть фильма похвалить саундтрек не за что. Да и постоянные скачки от одного персонажа к другому не дают насладиться мгновением – динамика картины лишает саспенс возможности развернуться вовсю.
Персонажам прикрутили достойную закулисную драму помимо основного конфликта, по-видимому, во избежание кабуки-театра, доминирующего в хоррор-фильмах в принципе, и в слэшерах в частности. Полностью масочности избежать не удалось, но это и не было самоцелью, поэтому особо придираться нет резона. А вот дополнительные черты характера у персонажей лишь укрепляют позиции фильма. Дело в том, что gore-сцены в «Поезде Cтраха» не блещут ни гипернатурализмом, ни какими-то особыми спецэффектами. Говоря совсем по чести, большая часть убийств (самый жир для любого фаната слэшеров) остаётся за кадром. Лишь в конце картина, словно поезд, набирает ход и являет взору кровь, отрубленную голову и замечательную сцену с пенетрацией. Скромный ассортимент расчленёнки всенепременно нужно чем-то компенсировать, и частично удаётся это сделать за счёт более разветвлённых (в сравнении с рядовыми образчиками жанра) персонажей. Ведь чем более персонаж «живой», тем больший отклик находит его убийство в мрачном подсознании зрителя.
Говоря о персонажах, нельзя не сказать пару слов об актёрах. Разумеется, главная бомба – это самая заслуженная "королева крика" жанра Джейми Ли Кёртис. Одно лишь её присутствие в титрах является мотиватором для просмотра. В «Поезде…» она уже не Лори и совсем не девственница, однако так же (или почти так же) убедительна, как и в «Хэлллоуине». Остальных актёров можно объединить в пучок и пройтись вскользь: все они так или иначе справляются с возложенной на них задачей, но без феерии. Множество рецензентов-олдфагов воздают хвалебные песни «актёрской игре», но мы тут никаких чудес не узрели. Ну, Бен Джонсон… Ну, Харт Бокнер… Если сравнивать с «Чёрным Рождеством» ("Black Christmas", 1974), то да: можно тащить все награды из Авориаза и «Фанташпорту». Но вообще, мы рекомендуем не питать обширных иллюзий по поводу этого аспекта кинофильма, дабы потом не растерять кураж на разочарование. Особо выделим редкое появление тогда ещё совсем юного Дэвида Копперфильда (David Copperfield) в игровом кино. В самом деле, в каком ещё хорроре вы можете увидеть господина Коткина (настоящая фамилия иллюзиониста)?
Всего перечисленного хватило творению Споттисвуда, чтобы (со временем) завоевать сердца фанатов жанра и смело ставить сей слэшер на одну полку с «Выпускным» ("Prom Night", 1980), «С Днём Рождения Меня» ("Happy Birthday To Me", 1981) и «Незнакомцем» ("Prowler", 1981). Современному зрителю смотреть «Поезд…» ради острых ощущений вряд ли имеет смысл – пора взрослеть! Однако это великолепный культорологический и исторический экскурс в самое сердце одного из самых замечательных низовых жанров кинематографа! Don't waste money on a return fare. You won't be coming back!
03 декабря 2015, 03:53 Серж
Комментарий к рецензии на фильм "Kill, Baby... Kill!" смело можно применить и к данной рецензии, собственно цитирую:
"Красиво конечно написано, но пока дочитаешь, устанешь будто на 10 этаж поднимаешься. Пафоса много. Очень много. Невероятно много. Пафос обволакивает читателя почти так же как актеры обволакивают зрителя :)) "
Максим, рецензии пишите хорошие, на не менее "хорошие" фильмы, но можно проще и доходчивей, берите пример с Сергея.
Проясните 2 момента, они для меня загадка:
1)...."огорчить Романа Полански"?
2)...."разветвлённых ....персонажей."- это как?
03 декабря 2015, 09:35 Yanmax
разветвленные персонажи это как композитор равномерно растекающийся по ситуации в кадре ))))
03 декабря 2015, 12:31 Distortion
1. "Можно проще и доходчивей" - звучит как цель. У меня такой цели нет. Да и месседж, вроде, доступен, как хинетера на Маликоне.
2. Зачем брать пример с Сергея? У нас разный подход к рецензированию картин, разная стилистика, разный вокабуляр. Прелесть - в вариативности, нет?
3. Серж, у меня есть сомнения, что мы вкладываем одинаковый смысл в слово "пафос". Бооольшие такие сомнения.
4. Про Романа Полански - несмешная рефлексия на его "Отвращение". И, видимо, не слишком понятная. Зачту за косяк и буду лучше стараться.
5. В фильмах "низовых" жанров персонажи зачастую следуют вектору амплуа. Плохие грабят, насилуют и ругаются матом, хорошие переводят старушек через улицу и пьют молоко, истерики истерят и так далее... Но бывает и так, что этот вектор разветвляется, наделяя персонажа различными чертами характера, и он уже не кажется строго положительным или строго отрицательным, и... Ну, короче...
03 декабря 2015, 14:23 gason
Да, много текста, и, да, читаешь долго. Но вот читать не устаёшь ни сколько - написано интересно.
03 декабря 2015, 14:23 Serega_M
Согласен с Максимом, нахуя на сайте еще один Меренков? Лучше больше хороших авторов разных! Я и так 95% контента создаю, а по-хорошему эта цифра не должна быть больше 50%. Эх, мечты мечты... :(
18 декабря 2015, 22:27 Kloga
Кстати, Сергей, почему в "О проекте" до сих пор прочерк в графе "Авторы"? :) Я не на свои полторы рецензии намекаю, но Ярослав уже точно проходит по квоте, да и Михаил явно приблизится в скором времени.
04 декабря 2015, 01:05 Yanmax
Ну короче глубоким, неоднозначным, противоречивым. Стоит так написать, и предложение не будет выглядеть абсурдным. Или заумным, понятным только автору текста. Про этот пафос я и писал в прошлый раз
04 декабря 2015, 11:29 Distortion
Рекомендую попробовать, помимо просмотра кинца, почитать книжки на досуге. Просто, чтобы посмотреть на авторские эпитеты. И тогда многое перестанет казаться абсурдным. Или, кхм, заумным.
А когда говорят, какие именно именно эпитеты использовать, это уже микро-фашизм.
Я ОЧЕНЬ положительно отношусь к критике, ведь если критикуют - значит, хотят, чтобы было лучше. Но есть чёткая грань между разбором стилистики и пердежом в муку. Вот, что Поланского надо было выкинуть - это факт.
Зато теперь я понимаю, почему Сергей многие слова обрамляет кавычками...
04 декабря 2015, 13:50 Yanmax
Полегче, дружище. По рецензиям видно, у тебя темперамент что надо, но не нужно так заводиться. Критика очень простая: пишешь ярко, но слишком много красивостей. К литературе лучше не апеллируй, на ее фоне твой стиль совсем уж любительский (без обид, но раз уж ты делаешь выводы, что я книжек не читаю, то вот тебе мой ответ). Пожалуйста пример: "Интерьер гостиницы радовал глаз нетривиальным подбором цветов и компоновкой деталей". Ярко, образно. А можно так: "Каждая клеточка физического пространства, рассеченного творчески ограненной личностью декоратора, поражала воображение смотрящего и насыщала эстетические аппетиты последнего безумством красок". Вот твой случай - это второй. И, так же как ты считаешь очевидным понятие "разветвленных людей", так и автор этой зарисовки считает очевидным, что бывают люди неограненные жизнью, природой, талантом, социумом, а бывают ограненные вселенским разумом. Но любой сторонний наблюдатель такую строчку сочтет абсурдной и пафосной. Вот и все
04 декабря 2015, 15:05 Distortion
Так никто же не утверждает, что в говнорецензии на слэшер у меня там Маркес оживает. Но никак не ожидал, что крохотный эпитет сможет стать причиной столь оживлённой полемики.
Мысль я понял, но в будущем ничего не обещаю: я-то на все эти фразы смотрю сквозь свою призму, и мне они кажутся даже, хм, скромными. А как они воспринимаются другими, узнаёшь постфактум.
Консенсус достигнут, mission accomplished.
04 декабря 2015, 16:28 Yanmax
Чего ж говнорецензия то, хорошая рецензия )) А про Маркеса отличная аналогия, снимаю шляпу )
18 декабря 2015, 22:23 Kloga
Надо сказать, фильм значительно менее известен чем три упомянутых соседа по полке и частенько, что называется, overlooked, несмотря на, местами, значительно более оригинальные идеи и атмосферу.