Немецкая производственная контора Constantin Film (не так давно спродюсировавшая "Resident Evil", 2002) явно почувствовала коммерческий потенциал в нише хорроров и, скооперировавшись на это раз со знаменитой студией Стэна Уинстона (Stan Winston), оперативно выдала на-гора "Поворот не туда". Расчет фирмачей абсолютно очевиден и прост - фильмы ужасов стоят дешево, притом у них есть пусть не большая, зато преданная аудитория поклонников, которые обязательно пойдут посмотреть такое кино на большом экране (или в самом крайнем случае купят его на видео), а посему таким проектам гарантирован быстрый возврат вложенных средств и какая-никакая прибыль. Идея, конечно, хорошая - но только зачем же откровенно халтурить?..
Молодой парень Крис Финн спешит на собеседование, но как назло попадает на автостраде в пробку и решает объехать ее по проселочной дороге. На лесной дороге по невнимательности он врезается в джип небольшой молодежной компании, поехавшей в лес "на пикничок", в результате чего обе машины оказываются непригодными для дальнейшего передвижения. Решив добраться до ближайшего телефона пешком (сотовые телефоны в огромном лесном массиве, как это водится, не работают), часть молодых людей во главе с Крисом отправилась по дороге обратно, в то время как парочка тинэйджеров-пыхарей осталась охранять машину. Они-то и стали первыми жертвами семейки местных маньяков-каннибалов, промышлявших в этих местах убийством случайных прохожих не один десяток лет. В результате десятилетий кровосмешения люди эти превратились в ужасных уродов, в которых не осталось ничего человеческого, а посему шансов у четверых тинэйджеров на спасение нет практически никаких...
Знакомый с детства (тем, конечно, кто в детстве смотрел "Техасскую Резню Бензопилой" Тоба Хупера (Tobe Hooper's "The Texas Chain Saw Massacre", 1974), ее многочисленные сиквелы и подражания ;)) сюжет никаких сюрпризов нам не преподносит, и сделано тут все "на полном серьезе" - второсортный режиссер (за плечами которого всего две полнометражные ленты и один телевизионный фильм) Роб Шмит играется в "настоящий слэшер". И, скажем, лет эдак пять назад, на полном, что называется, "хоррор-безрыбье", это наверняка бы "проканало" и многочисленные толпы фанатов и возможно даже критиков во весь голос вопили бы про "возвращение к классическим корням маньячных слэшеров в наш тяжелый век ванильных молодежных триллеров" и на все лады прославляли бы режиссера и продюсеров, которые рискнули выбросить в прокат "настоящий хоррор-фильм". Однако нынче не "пять лет назад", и ситуация переменилась - после тяжелого периода стагнации (практически смерти) хоррор-жанра, длившегося больше десяти лет, во время которого на больших экранах не побывало по сути дела НИ ОДНОГО "настоящего" хоррор-фильма, настал период возрождения, когда за последние пару лет в широкий прокат вышло немало достойных картин любимого нами жанра. И тенденция эта только набирает обороты, ибо в ближайшее время студии порадуют поклонников жанрового кино огромным количеством релизов в большинстве хоррор-поджанров, начиная со слэшеров и заканчивая зомби-фильмами. Так вот, на фоне этой "эпохи хоррор-возрождения" фильм Роба Шмита выглядит весьма бледно, ибо в нем нет ничего, кроме навязших в зубах хоррор-штампов самого низкого пошиба, серьезно утомляющих зрителя.
Начнем "разбор полетов" мы, как водится, с "сюжета" и сценария. Уже по описанию "сюжета" явно видно, что сценарист "не парился", причем по ходу просмотра этот факт становится просто вопиюще очевидным и перерастает в элементарное неуважение к зрителю, ибо публику авторы фильма явно держат за полнейших дебилов. Диалоги персонажей настолько ходульно-неестественны, а их действия представляют собой верх идиотизма, что, наблюдая за всем этим, просто физически ощущаешь, что тебя держат за кретина похлеще мутировавшего деревенского быдла, косящего тинэйджеров направо и налево. Подстать ужасному, бездарно-клишированному сценарию и игра актеров, которые старательно изображают из себя безмозглых дебилов, большинство из которых начинаешь тихо ненавидеть уже на пятой минуте фильма (особенно в этом плане постарались девушки, среди которых не обошлось без стандартной записной истерички). Этот фильм пытается быть "сделанным по всем канонам" и снят на полном серьезе, что, кстати, его и погубило, ибо по сути дела аналогичный фильм Роба Зомби "Дом тысячи трупов" (Rob Zombie's "House Of 1000 Corpses", 2003) смотрится на порядки лучше этой поделки именно благодаря тому, что Роб не стал корчить из себя "последователя Хупера", а снял СОВРЕМЕННОЕ кино, отдающее дань классическим хоррорам (и их клише) с большой долей иронии и чернейшим юмором, в то время как этот фильм пытается быть "продуктом восьмидесятых", забывая о том простом факте, что на дворе уже двадцать первый век, и то, что было хорошо тогда, сегодня в первозданном виде уже "не проканает". К тому же, будучи слэшером, фильм должен как минимум показывать на экране разнообразные убийства в как можно более натуралистичном и шокирующем ключе, чего в данной ленте также почти не происходит. Все сцены насилия выполнены довольно вяло, и убивают тинэйджеров без выдумки, стандартно, хотя есть все же эпизод в этой картине, который сделан весьма эффектно - убийство истерички в ветвях деревьев, когда топор вонзается девушке в голову на уровне рта, после чего нижняя часть туловища безвольно падает вниз... Этот момент действительно сделан очень грамотно, а все остальные убийства смотреть и не особо интересно.
Видя в качестве продюсера имя Стэна Уинстона, большинству зрителей очевидно, что уж в разделе специального грима и амниматронных эффектов фильм будет точно на высоте. Но в данном случае таланты студии Стэна тоже не поражают воображение - ничего неординарного в плане грима или эффектов в этой картине нет, и вместо его конторы этим могли бы заняться десятки других с тем же самым результатом. Но "и ежу" понятны причины участия специалистов Stan Winston Studios в этом проекте - ведь надо же давать подряды собственной студии самому, если большие голливудские гиганты временно не нуждаются в твоих услугах...
Помимо вышеперечисленных минусов, у картины есть и еще один - ее довольно скучно смотреть, и это учитывая малый хронометраж ленты - всего 84 минуты. Воистину, нужно было приложить серьезные режиссерские усилия, чтобы смонтировать 84х-минутный фильм так, что добрую половину этого времени зритель вынужденно скучает, наблюдая за вялыми и неимоверно нудными попытками четырех тинэйджеров спасти свои никчемные жизни (хотя во время этих попыток и есть пара дешевых, но эффективных "пугалок"). В конечном итоге, результат после просмотра данной ленты (для режиссера, во всяком случае) неутешительный - попытка снять сегодня фильм по "канонам слэшер-жанра" с треском провалилась, выдав на-гора довольно скучный и на 150% состоящий из напрягающих клише продукт. Выйди такой фильм лет пять назад, он непременно получил бы немало положительных отзывов, а сейчас, уж извините, только тройка, и та с натяжкой...
13 марта 2006, 16:33 Pashooka
Не соглашусь в Сергеем - может быть, человеку который смотрит такие фильмы по пять штук в неделю "Поворот не туда" и покажется вторичным, пресным и скучным, но на самом деле если вы к таким людям не принадлежите, но любите хороший слешеры, то "Поворот" - безусловно "Резня года". Грамотный фильм - максимально простой сюжет (как раз для тогочто бы показать "процесс"), молодые, но хорошие актеры - (Элайзу видели в телеверсии "Бафии", Десмонда - в "Ghostship"), великолепный грим от студии Уинстона (эти профи не лажают), быстро набирающее обороты действие и небольшая продолжительность. Смотреть очень даже стоит.
09 октября 2007, 14:28 Павел
Совершенно согласен, отличный фильм, весь смотрится на одном дыхании. И никакого дебильного мелькания камеры или сплошной темноты когда у режиссера не хватает таланта/бюджета показать что-то зрелищное и захватывающее. Мощный кровавый триллер на фоне мрачных глухих лесов - таких фильмов сейчас очень мало
04 февраля 2008, 15:40 Manfred
Не удержусь от коммента, хотя, очень приятно, что мнение г-на Меренкова тут не все разделяют.
Это классный и,чем-то особенно жутковатый фильм. Я много бывал в лесу и подолгу там жил,так вот о чем то похожем всегда задумывался..Спрашивал у друзей-у них схожее впечатление.Допускаю,что некая изюминка у авторов данного кино вышла случайно,но это не отменяет ее достоинства.
Еще одна причина коменнтировать-возмущение по поводу присвоения отдельному говнотворчеству отечественных,с позволенья,режиссеров незаслуженно высокого балла.
Сергей,простите за банальность-мне правда нравиться Ваш стиль и Ваш сайт, и так же, как и Вы я ни в коем случае не верю критикам и кассовым сборам,но..теперь не буду верить и Вам тоже.
04 февраля 2008, 16:48 Serega_M
А никто, помоему, еще не отменял золотого правила "доверяй, но проверяй" :) Что же касается "доверия критикам", то тут действует другое золотое правило - если твое мнение в большинстве случаев совпадает с мнением некоего критика, тогда нужно особенно внимательно относится к тем фильмам, которые он рекомендует, вот и все :) Лично я так всегда поступаю, и поэтому довольно редко обламываюсь :)
01 ноября 2008, 15:01 Эксперт
Классным этот фильм назвать невозможно, но и полным отстоем тоже. Я соглашусь скорее с Сергеем - "троечка", правда твёрдая, на мой взгляд.
13 апреля 2012, 17:37 Doggman
Очень прохладная рецензия. Фильм достойный и незатянут нисколько. Помню ходили большой компанией в 2003 году на этот фильм, так там после момента, когда они под кроватью прятались и перед ними упал труп их товарки с разорванным ртом, до конца фильма никто уже не смеялся. Хотя, когда героиня Эммануэль Шрики пошла в туалет и застряла там на полгода, копаясь во всех шкафах в зале кто-то не выдержал и прокричал "Да давай ссы быстрее!", зал веселился.
19 мая 2015, 17:20 Алексай
Вообще, фильм оставляет такое вечатление, будто снимали его с целью куда-то деть остатки грима орков из "Властелина Колец".
23 января 2016, 02:01 ep
Наверно первая рецензия, с которой полностью не согласен. Фильм понравился, и наверное именно после него я зафанател подобный жанр. Не так давно снова пересмотрел, с удовольствием! ;) Актеры ок.