За десять с небольшим лет (начиная с конца пятидесятых первыми сериями про Дракулу, Мумию и доктора Франкенштейна...) основной поставщик "готического хоррора" на мировой кинорынок, британская студия Хаммер Филмс исчерпала практически весь запас своих киномонстров и явно начала ощущать нехватку не только свежих идей, но и денег. Спасти положение были призваны "молодые таланты" в лице новых актеров, сценаристов и режиссеров. Одним из таких новых людей был талантливый театральный актер Ральф Бэйтс, который в глазах студии был идеальным кандидатом на место Кристофера Ли, а свежую идею для очередной постановки подкинул плодовитый сценарист Брайан Клеменс (Brian Clemens), заодно взявший на себя и продюсерские функции. А идея Брайна была весьма оригинальна - пересказать на новый лад классическую историю Роберта Льюиса Стивенсона "Два Лица Доктора Джекила" (Robert Louis Stevenson "The Two Faces of Dr. Jekyll")...

...Лондонский район трущоб Уайтчэпэл, незнакомец в черном плаще и шляпе, пьяная проститутка, вопль ужаса, удар ножа и брызги крови на стене... Знакомое начало истории о Джеке-потрошителе, не правда ли? А вот и неправда! :) На самом деле это начало фильма "Доктор Джекил И Сестра Хайд", в котором зрителю с самого начала раскрывают личность страшного лондонского убийцы - конечно же, это был доктор Джекил, но у него были весьма веские причины для такого антисоциального поведения - он все делал лишь во имя науки... А далее нам постепенно рассказывается история Джекила, молодого и талантливого врача-естествоиспытателя, одержимого благородной идеей создания сыворотки, помогающей при большинстве серьезных болезней. Однако очень быстро Джекил понимает, что все его усилия тщетны - ибо результаты его работы будут сведены на нет одной банальной вещью - смертью. И тогда он решает создать эликсир жизни, дабы более не зависеть от прихотей смерти. И молодой ученый с головой погружается в работу над новым проектом, взяв за основу своего эликсира некоторые женские гормоны. И вскоре доктор добивается первых результатов - эксперимент над плодовой мухой дрозофилой, обычный цикл жизни которой составляет всего несколько часов, показал, что с его новым препаратом муха прожила чуть больше трех суток, что для человека равнялось бы двум столетиям жизни. Однако выяснилиcь и "незначительные побочные эффекты" нового препарата - муха, которая до начала эксперимента являлась мужской особью, после оного оказалась женской и даже умудрилась отложить яйца... Однако столь "незначительные трудности" не испугали целеустремленного доктора, и после небольшой доработки своего препарата он решается испытать его на себе. Результат, однако, оказывается не совсем таким, какого доктор добивался - вместо обретения вечной молодости и бессмертия, Джекил на некоторое время превращается в очаровательную молодую женщину... И с этого момента начинаются все злоключения доктора. Помимо того, что он вынужден бороться со своим альтер эго в лице очаровательной "сестрички" Хайд, он еще и теряет доступ к телам в морге, в связи с чем вынужден идти на крайние меры и вырезать необходимые для экспериментов части тела у уайтчэпэлских проституток... Ну, а что произошло дальше, и чем все закончилось, по-моему, совсем нетрудно догадаться...

Надо отдать должное сценаристу, основным актерам и режиссеру - фильм получился просто бесподобным! Помимо необычного смешения исторических событий, связанных с уайтчепелским убийцей, и неожиданного прочтения классической истории про доктора Джекила и мистера Хайда, фильм обладает потрясающей режиссурой, бесподобной игрой актеров и уникальной атмосферой. Вообще, подбор актеров на главные роли просто идеален - Бэйтс как нельзя лучше смотрится в роли доктора Джекила, запутавшегося в собственных поступках и мотивациях, в то время как Мартина Безвик - просто идеальна в роли его альтер его. Причем, что самое удивительное, внешность госпожи Безвик действительно очень напоминает внешность Бэйтса - они похожи как два близнеца, только разных полов. И смотрится это поистине потрясающе, вот уж где нужно снять шляпу перед кастинг-директором! (Хотя история кастинга Мартины Безвик на эту роль весьма забавна - три "основные" хаммеровские старлетки того времени - Julie Ege, Kate O'Mara и Caroline Munro - отказались обнажать свою грудь перед камерой для этой роли, а Безвик - нет, посему она и получила роль :)) И хотя потрясающее внешнее сходство двух основных героев этой картины бесподобно, на одном лишь сходстве действия не построишь - нужен еще и недюженный актерский талант, чтобы передать раздвоение одной личности на две абсолютные противоположности. И слава богу, что Бэйтс и Безвик оказались действительно актерами экстра-класса и сыграли свои роли не просто замечательно, а превосходно. Их перформанс оставляет впечатление единого целого, и у зрителя постоянно сохраняется чувство того, что мы наблюдам за действиями одного персонажа, просто в двух разных своих ипостасях. А добиться такого ощущения - многого стоит, хотя безусловно, тут заслуга не только актеров, но и режиссера, очень грамотно и со знанием дела подобравшего правильные комбинации сцен с участием двух актеров, но в одном образе. Также безусловной заслугой режиссера является создание уникальной атмосферы фильма, в котором в идеальных пропорциях сочетаются муки творческого поиска, одержимость идеей и безумие раздвоения личности, одна половинка которой постепенно приобретает вкус к убийству...

Помимо безусловного качества исполнения ленты, очень интересны также и некоторые социальные комментарии, которые делают нам авторы. В частности, весьма недвусмысленно намекается на то, что женщины имеют гораздо больше возможностей (их соблазнительное тело) воздействовать на окружающий мир для достижения своих целей (читай - власти), нежели мужчины, и зачастую могут безнаказанно творить самые зверские преступления (половина убийств в этом фильме - на совести сестры Хайд). Упертым феминисткам такие комментарии понравились бы вряд ли, хотя по сути дела - все так и есть :)

Фильм не стал для Хаммер кассовым прорывом, которого им давно уже не хватало, но тем не менее имел в прокате относительный успех. Но не это нас сейчас интересует, а интересным для современных зрителей является тот факт, что по прошествии более тридцати лет со дня своего выхода, фильм до сих пор воспринимается очень хорошо и смотрится на одном дыхании, являясь образцом высочайшего профессионализма его создателей, которое не тускнеет со временем. Всем поклонникам качественного кино, а особенно фанатам Хаммера безусловно иметь в коллекции этот фильм необходимо, а больше и добавить нечего...