Ким, молодая и амбициозная редакторша колонки частных объявлений в одной из газет Лос-Анжелеса, давно мечтала стать "настоящим журналистом" и поэтому крепко ухватилась за возможность расследовать странное "самоубийство" женщины, которая горящей спрыгнула с крыши не очень высокого здания. Где располагался китайский ресторан и книжная лавка, куда Ким наведалась для получения информации и покупки книги про "спонтанные возгорания". Там она познакомилась с владелицей Фимой, которая не только всучила ей дополнительную книжку про женский оккультизм, но и пригласила девушку на пикник со своими подругами. Которые явно были с Фимой "на одной волне", что неудивительно, ведь все эти женщины состояли в оккультной секте богини Лилит (Lilith) и готовились "инициировать" нового члена в лице Ким. Которой результаты инициации совсем не понравились...

Во время просмотра этой ленты абсолютно непонятно, каким боком она вообще относится к франшизе "Тихая Ночь, Смертельная Ночь", кроме желания продюсеров влепить это название на видеокассету для дополнительных продаж. Даже в титрах сначала идет "Инициация", и лишь потом появляется "Тихая Ночь, Смертельная Ночь 4", чтобы формально обозначить этот фильм частью "рождественского" сериала. Ну а чтобы он являлся его "частью" не только названием, кинематографисты влепили еще несколько микроскопических отсылок к предыдущим фильмам. А именно, - время действия (Рождество :)), имя одного из героев (Рики), и десятисекундный эпизод из начала третьей части "Тихой Ночи", который вышеупомянутый Рики смотрит по телеку в квартире Ким, И ВСЕ. В ленте даже нет ни одного Санта-Клауса, я уж не говорю про то, чтобы ряженый в его костюм маньяк кого-то на экране убивал :)

С одной стороны неплохо, что "четвертая часть" отошла, наконец-то, от рассказов очередной истории из жизни братьев Колдвел (Caldwell), однако "свежий взгляд" на франшизу оказался довольно скомканным и понять, что на самом деле происходит, довольно непросто. Более того, картина ОЧЕНЬ сильно напоминает дебютное "body horror" творение Брайна Юзны "Society" (1989), настолько, что фильм лучше было бы назвать "Общество 2", а не "Тихая Ночь 4". Это, впрочем, неудивительно, если знать, что обе ленты написал сценарист Вуди Кит (Woody Keith), а над отвратительно гротескными эффектами телесных трансформаций и прочих гигантских жуков работал любимчик Брайана Screaming Mad George. Любителям подобных склизких сцен, которых в картине не мало, я думаю все должно сильно понравится, а тем, кто попытается понять о чем, собственно, фильм, сделать это будет весьма сложно. Вероятно потому, что кинематографисты явно и не собирались ничего объяснять, а просто выбрали удобную для них тему "женского оккультизма" для показа гротескных эпизодов, придуманных сценаристом еще для "Общества", в сюжет которого он просто их не смог впихнуть. А тут смог, просто потому, что сюжет у фильма исключительно условный, и понапихать в него можно было, по сути, вообще что угодно :)

Вот Брайан Юзна и понапихал, к радости поклонников "бади хоррора" со "спонтанными возгораниями", и смущению всех остальных. А людям, панически боящимся жуков и прочих насекомых, эта лента вообще противопоказана, ибо отвратительных сцен с их участием тут просто выше крыши. Снято все, впрочем, почти как всегда у Юзны довольно добротно, и из явно небольшого бюджета он выжал все, что мог, пригласив на главные роли даже кое-каких известных жанровых актеров, вроде "красавчика" Клинта Говарда и очаровашки Реджи Бэннистера (Reggie Bannister). Ну и в роли Фимы совсем неожиданно засветилась "Осьминожка" ("Octopussy", 1983) Мод Адамс, в глазах которой на протяжении всего фильма явно читается всего одна мысль, - "как низко, блин, я пала после Бонда!" :) В отличие от предыдущей части, к актерам этой ленты лично у меня претензийa нет, и все отыгрывают свои роли вполне адекватно, а Клинт Говард, местами, так и вообще угарно "жжет".

Угара, как вы понимаете, в ленте вообще хватает, причем в самом буквальном смысле, поэтому смотреть ее довольно интересно, даже не взирая на парочку существенных, с моей точки зрения, недостатков. О первом из которых я уже сказал, - история "Инициации" довольно невменяема и понять "что тут к чему" весьма проблематично. Ну а второй недостаток, который наблюдался, кстати, и в "Обществе", - это относительно долгое "запрягание" перед "финальным жесткачом" третьего акта, что целиком и полностью лежит на совести Брайана. Который никогда до настоящих высот режиссуры, конечно, не поднимался, но который может снимать гораздо лучше. Его заслуг, однако, я не умоляю, ибо четвертая часть, пускай и чисто формально привязанная к "тихоночной" франшизе, стала первой из сиквелов оригинального фильма, которую действительно можно и нужно смотреть. Поэтому ищите, и смотрите ;)