Опубликованные рецензии являются собственностью их авторов и предоставлены ресурсу на безвозмездной основе. Полная или частичная перепечатка содержимого сайта/рецензий на интернет ресурсах разрешается с указанием оригинального авторства и гиперссылки на оригинал. Полная или частичная перепечатка материалов сайта/рецензий в любых оффлайновых (печатных) изданиях разрешается только после предварительного согласования с владельцем ресурса. По всем вопросам и предложениям пишите — serega_m@cult-cinema.ru.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Рекомендуемое минимальное разрешение для комфортного просмотра содержимого этого ресурса — 1024 на 768 пикселов.

Наши партнеры

Scream / Крик (1996)

Scream Poster 1 Scream Poster 2 Scream Poster 3 Scream Poster 4 Scream Poster 5 Scream Poster 6 Scream Video Cover 1 Scream Video Cover 2 Scream Video Cover 3 Scream Video Cover 4 Scream Video Cover 5 Scream Video Cover 6 Scream Video Cover 7
Не отвечай на телефонный звонок. Не открывай дверь. Не пытайся сбежать.
Кто-то в своей любви к фильмам ужасов зашел слишком далеко. Разгадать эту головоломку будет убийственно сложно.
Борись до последнего вздоха.
От первого лица в саспенсе пришло последнее слово в ужасе.
Не открывай дверь, не покидай дом, не отвечай на телефонный звонок, но самое главное, не КРИЧИ.
Теперь все жертвы, и все под подозрением!
В главных ролях:

Neve Campbell

David Arquette

Courteney Cox

Skeet Ulrich

Rose McGowan

Matthew Lillard

Jamie Kennedy

Drew Barrymore

Нив Кэмпбелл (Neve Campbell) ... Сидни (Sidney)
Дэвид Аркетт (David Arquette) ... Помощник Шерифа Дьюи (Deputy Dewey)
Кортни Кокс (Courteney Cox) ... Гейл Уэзерс (Gale Weathers)
Скит Ульрих (Skeet Ulrich) ... Билли (Billy)
Роуз МакГован (Rose McGowan) ... Татум (Tatum)
Мэтью Лиллард (Matthew Lillard) ... Стюарт (Stuart)
Джейми Кеннеди (Jamie Kennedy) ... Рэнди (Randy)
Дрю Бэрримор (Drew Barrymore) ... Кейси (Casey)
Режиссер:

Wes Craven

Вес Крейвен (Wes Craven)
К середине девяностых годов прошлого века жанр «ужасов» переживал не лучшие времена и в кинотеатрах демонстрировались, в основном, бесконечные и все более дешевые в плане бюджета сиквелы к уже зарекомендовавшим себя франшизам, в то время как бОльшая часть хоррора шла прямиком на видео. Однако все переменилось в одночасье с выходом «Крика»...
В небольшом американском городке неизвестный преступник в хэлловинском костюме и маске призрака убивает тинэйджеров, предварительно звоня по телефону и играя с ними в интересную игру «как хорошо ты знаешь фильмы ужасов». А основной жертвой этих звонков и многочисленных попыток кровопускания становится девушка Сидни, у которой после жестокого убийства ее матери, пользовавшейся в городе нелицеприятной репутацией шлюхи, начались проблемы в отношениях с бойфрендом и период затяжной депрессии. Но именно она, в итоге, и стала тем камнем, о котором сломал себе зубы коварный постмодернистский убийца :)
Ибо «Крик» стал просто квинтэссенцией постмодернизма, буквально разложив по полочкам все основные клише хоррор жанра и снабдив своих героев пониманием того, как нужно себя вести, чтобы выжить в хорроре. В котором, на самом то деле, совсем не много правил, озвученных одним из основных персонажей, а именно:

1. Если у тебя был секс, то ты не выживешь.
2. Если ты пьешь или ширяешься, то тоже умрешь.
3. Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя говорить «я скоро вернусь».
4. А также — абсолютно все под подозрением.

И еще парочка, озвученных убийцей:

5. Если тебе звонят в дверь и ты спрашиваешь «кто там?», то тебя ждет жуткая смерть.
6. И уж тем более тебе кранты, если ты решил вдруг выяснить кто издает странные звуки в темной комнате или саду :)
Написав свой сценарий под оригинальным названием «Scary Movie» (под которым впоследствии выйдет куча пародий на современные ужасы вообще и сериал «Крик» в частности :)) всего за три дня под впечатлением от серии убийств «гэйнсвилльского потрошителя» («Gainesville Ripper») и вдохновляясь классическими слэшерами, вроде «Хэлловина» и «Пятницы 13-е» («Halloween» (1978), «Friday the 13th» (1980)), безработный сценарист Кевин Уильямсон (Kevin Williamson) передал рукопись своему агенту вместе с краткими набросками для двух сиквелов, ожидая, что потенциал для создания новой франшизы подстегнет интерес покупателей. И не ошибся, ибо за его сценарий между голливудскими студиями моментально разгорелась настоящая битва ставок, которую выиграла MIRAMAX братьев Вайнштейнов, предложившая Кевину четыреста тысяч долларов вместе с контрактом на два сиквела и еще один никак не связанный с ними «отдельный» фильм, которым, в итоге, стал «The Faculty» (1998).
Но самое главное то, что сценарием Уильямсона очень заинтересовались и некоторые тогдашние звезды, в первую очередь Дрю Бэрримор, которая изначально хотела сыграть главную роль, а также звезда популярного телевизионного сериала «Друзья» («Friends», 1994-2004) Кортни Кокс, пожелавшая отойти от своего экранного имиджа «няшки» и сыграть «настоящую суку» :) Это, в свою очередь, создало для жанрового кино прецедент, с течением времени превратившийся в обычную практику, — нанимать для «престижных» жанровых проектов известных и популярных актеров. А в 1996-м это было в диковинку. И особенно поразил тогдашних зрителей тот факт, что основную, по сути, звезду Дрю Бэрримор убивают уже в самом начале ленты, а значит, — никто из экранных персонажей не может чувствовать себя в безопасности :) Такое «ударное» начало задало тон всему фильму, в котором даже самые «насмотренные» зрители не могли правильно вычислить убийцу, а авторы саркастично водили всех за нос до самого конца, преподнося очередные сюрпризы буквально на каждом повороте сюжета.
Для грамотной реализации столь качественного сценария продюсерам был просто необходим умный режиссер, который не только хорошо знал жанр, но и смог бы элегантно «разоблачить» его в иронично-постмодернистском ключе. И таким режиссером стал Крейвен, двумя годами ранее уже порефлексировавший над собственным культовым творением «Кошмар На Улице Вязов» («A Nightmare on Elm Street», 1984) и голливудскими реалиями в своем «Новом Кошмаре» («New Nightmare», 1994), который публика тогда, впрочем, не оценила. Но оценила «Крик», где забавных отсылок к «Кошмару» также немало. Например, экранный бойфренд Нив Кэмпбелл, Скит Ульрих, очень сильно напоминает молодого Джонни Деппа (Johnny Depp), а сам Крейвен засветился в небольшом камео, исполнив роль усатого школьного уборщика Фреда в знакомом всем поклонникам хоррора свитере с красно-зелеными полосками (кстати, оригинальном) ;) В небольшом пятисекундном камео засветилась тут и звезда «Экзорциста» («The Exorcist», 1973) Линда Блэр (Linda Blair), которую, впрочем, даже не упомянули в титрах. Зато в них продюсеры написали «No thanks whatsoever to the Santa Rosa City School District Governing Board», высказав, тем самым, свое «фи» руководству школы Santa Rosa High School, отказавшему кинематографистам в разрешении на съемку из-за «зашкаливавшего», по их мнению, в сценарии насилия.
С которым, впрочем, у Крейвена и возникли основные проблемы с американским рейтинговым агентством MPAA, куда он отправлял свой фильм с незначительными правками аж восемь раз, неизменно получая от них вердикт с «непрокатным» рейтингом NC-17. Лишь после вмешательства самого Боба Вайнштейна (Bob Weinstein) лента получила-таки вожделенный рейтинг R, потому что Боб «настоятельно рекомендовал» цензорам воспринимать фильм не как кровавый хоррор, а как циничную сатирическую комедию и пародию на слэшер-жанр. Чем «Крик», разумеется, частично и является, но лишь частично. Ведь в нем есть и действительно сильные слэшер моменты, из-за которых, собственно, MPAA так сильно и нахмурилась. К сожалению, потакая американским цензорам ради прокатных перспектив и после грандиозного коммерческого успеха «Крика» фирмачи запустили негативный, с моей точки зрения, тренд на «бескровные ужасы», который продержался почти десять лет, ежегодно выдавая на-гора немало театральных фильмов с серьезно урезанным или почти бескровным насилием. Однако потом вектор киноиндустрии вновь переменился (а в MPAA сменилось руководство ;)), и теперь в рамках R рейтинга можно зачастую увидеть такой «жесткач», что некоторые NC-17 фильмы прошлого в сторонке нервно курят :)
А тогда, в девяносто шестом, получив, наконец-то, вожделенный прокатный сертификат, Боб Вайнштейн повелел выкинуть фильм на американские экраны 20-го декабря, чем удивил почти всех аналитиков, посчитавших данный «ход конем» самоубийством. Ведь это был рождественский период, в котором традиционно доминируют семейные фильмы. Но Боб аргументировал свое решение тем, что тинэйджерам и поклонникам хоррора как раз именно в этот период в кино смотреть то и нечего, поэтому они сделают фильму отличную кассу. Однако в первую неделю своего проката картина дебютировала лишь на четвертом месте, собрав с полутора тысяч экранов чуть больше шести миллионов долларов и дав аналитикам повод тыкнуть в лицо Бобу Вайнштейну жирным пальцем и сказать ему, гаденько улыбаясь, «а ведь мы говорили!». Но на следующей неделе фильм не только не потерял своих позиций, но даже прибавил, собрав уже девять миллионов, а еще через неделю он вообще скакнул на третью позицию чартов, собрав больше десяти миллионов долларов. В итоге, «Крик» продержался в десятке по кассовым сборам аж девять недель, закончив свой долгий (почти восемь месяцев!) американский прокат с умопомрачительной для относительно недорогого жанрового фильма суммой $103,046,663 и заработав себе статус самого кассового слэшера всех времен и народов. Да и на других территориях лента тоже собрала немало, — ровно семьдесят миллионов, получив в итоге сто семьдесят три с небольшим миллиона общих кассовых сборов при довольно скромном бюджете в пятнадцать.
Такой грандиозный успех «Крика», разумеется, не мог не сказаться на карьерах людей, участвовавших в его создании. Так, актеры Нив Кэмпбелл, Мэтью Лиллард и Дэвид Аркетт неожиданно «проснулись знаменитыми» и продержались, какое-то время, на топовых ролях, а последний, к тому же, закадрил на съемках симпатяжку Кортни Кокс, на которой женился 12-го июня 1999-го и развелся в мае 2013-го :) Кевин Уильямсон из безработного и «начинающего» неожиданно превратился в самого модного и востребованного сценариста Голливуда конца девяностых, получавшего за свою работу миллионы долларов, а Вес Крейвен восстановил свое реноме «коммерческого» режиссера после череды не очень успешных, а иногда и попросту провальных («Vampire in Brooklyn», 1995 ;)) в финансовом плане картин. Ну а Вайнштейны получили себе на руки новую «горячую» франшизу, которая оказалась не только коммерчески суперуспешной, но и понравилась высоколобым критикам, собрав, попутно, целую россыпь престижных наград (7 призов и 8 номинаций).
По сути, вся вторая половина девяностых прошла под знаком «Крика», который не просто моментально стал культом, но и активно повлиял на поп-культуру (знаменитая маска убийцы, «Ghostface», стала сверхпопулярным выбором костюма для Хэлловина, например) и кинопредпочтения молодежи, которая вновь повалила в кинотеатры на жанровые проекты, ставшие, впрочем, как я уже отметил выше, намного более «family friendly» в плане показа насилия и крови, чем раньше. Фильм также породил массу подражателей, попытавшихся по легкому срубить бабла на его популярности, а также три сиквела и один телевизионный сериал на MTV :) Ну и, разумеется, несколько медиа скандалов, куда ж без них?
Одним словом, «Крик» повлиял на вкусы и кинопредпочтения чуть ли не целого поколения, затащив, кстати, в кино и женщин, благодаря своим сильным героиням в исполнении популярных актрис. Ну а для настоящих киноманов эта картина просто рай со своим киностебом и массой отсылок к культовой классике, в разряд которой она быстро перешла и сама, став образцом идеальной, с моей точки зрения, постмодернистской жанровой деконструкции, посмотреть которую обязан каждый уважающий себя поклонник кино.

Автор: Сергей Меренков

Дата написания рецензии: 18/06/2015 | Комментарии (8)

Памятные цитаты:

Стю: Ты правда позвонила в полицию?
Сидни: Даже не сомневайся, козел.
Стю: Мои родители меня убьют!

Сидни: Вы больные уроды. Вы просто насмотрелись фильмов!
Билли: Нет, Сид, не обвиняй во всем кино. Фильмы не делают психов. Фильмы делают психов изобретательней!

Татум: [иронично] Пожалуйста, не убивайте меня, мистер Призрак, я хочу быть в сиквеле!

Рэнди: Есть определенные ПРАВИЛА, которым нужно следовать если ты хочешь выжить в фильме ужасов. Например, правило номер один: тебе нельзя трахаться.
[толпа недовольна]
Рэнди: НЕЛЬЗЯ, НЕЛЬЗЯ! Секс — значит смерть, понятно? Номер два: вам также нельзя пить или принимать наркотики.
[толпа улыбается и поднимает бутылки с пивом]
Рэнди: Фактор греха! Это грех. Это продолжение правила номер один. И правило номер три: никогда и ни при каких обстоятельствах не говори «я скоро вернусь». Потому что ты не вернешься.
Стю: Я за пивом, тебе взять?
Рэнди: Да, конечно.
Стю: Я скоро вернусь!
[толпа улыбается]
Рэнди: Видишь, ты игнорируешь правила и окажешься в итоге мертвым. Окей, увижу тебя в кухне с ножом.

Голос в телефоне: Тебе нравятся ужастики?
Сидни: Какой в них смысл? Они все одинаковы. Тупой убийца охотится за большегрудой девкой которая не может играть и постоянно бежит вверх по лестнице вместо того, чтобы выбежать в открытую дверь. Это же просто чушь.

Сидни: [увидев что Рэнди не умер] Господи боже мой, Рэнди, я думала ты умер.
Рэнди: Я по идее был должен, и никогда не думал, что буду так счастлив оказаться девственником.

Гейл: Господи Иисусе, камера, скорее!
Кенни: Меня зовут не Иисус.

Рэнди: Полиция всегда не разбирается в этом дерьме! Если бы они посмотрели «Prom Night», то сэкономили бы время! Всегда все делается по формуле. По очень простой формуле!
[орет на весь видеопрокат]
Рэнди: ВСЕ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ!

Рэнди: [Гейл, Сид и Рэнди смотрят на тело Билли] Осторожней. Это как раз тот самый момент, когда мертвый, вроде бы, убийца, неожиданно оживает для самой последней пугалки.
[Билли открывает глаза и начинает подниматься]
Сидни: [стреляет ему в голову] Не в моем фильме.

Сидни: Но это же жизнь, а не кино.
Билли: Конечно, Сид. Все это кино. Одно большое кино.
[пауза]
Билли: Только ты можешь выбрать жанр.

Гейл: Если я права, то я смогу спасти жизнь человеку. Представляешь, как это повлияет на продажи моей книги?

Татум: Представь себе, что они снимут про это кино, кто бы сыграл нас?
Дьюи: [обращаясь к Синди] Я вижу в твоей роли молодую Мег Райан.
Сидни: Спасибо, Дьюи, но с моим счастьем меня сыграет Тори Спеллинг.

Дополнительные скриншоты:

Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.

Оценка посетителей

Текущий рейтинг: 8.1 Голосов: 36

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
     
Идея проекта/творческая составляющая/тексты — Сергей Меренков © 2004-2017.

Яндекс цитирования

 
На главную Рецензии F.A.Q. Дополнительные материалы Форум Ссылки О Проекте