Молодая танцовщица по дороге домой останавливается у аптеки чтобы купить лекарство, но зловещий голос за полупрозрачной дверью говорит ей, что магазин не работает, и девушка, пожав плечами, возвращается в такси, чтобы через минуту услышать истеричный женский вопль и вернуться в аптеку, где она видит лежащий в луже крови труп владельца с перерезанным горлом. На этом история, конечно, не заканчивается, и после сорвавшейся через несколько дней попытки ее убийства, девушка переезжает к своему любовнику, который решает сам вычислить преступника, потому что его подруга наотрез отказывается обращаться в полицию. Трупы вокруг нее множатся, и в итоге среди них находится связь, которая и позволяет доморощенным детективам встретиться с убийцей лицом к лицу.

А этот проект позволил начинающему итальянскому режиссеру Антонио Бидо заявить о себе, хотя изначально он планировал снять детективную драму, а вовсе не очередное джиалло. Потому что как всякий уважающий себя в Италии семидесятых молодой режиссер, Антонио предпочитал "низкому" жанровому кино "высокоинтеллектуальный" артхаус, в то время как его потенциальные продюсеры ожидаемо думали лишь о бабле и быстром возврате вложенных в проект инвестиций. Поэтому предложенный им Антонио сценарий авторства Витторио Скиральди (Vittorio Schiraldi) они отдали переписывать другим сценаристам (Roberto Natale и Aldo Serio), которые, оставив общую канву, превратили его в классическое "джиалло". Что, конечно, не особенно понравилось Антонио, с которым продюсеры по этому вопросу даже и не разговаривали, просто дав почитать через некоторое время новый вариант. Понятно, что такое хамское отношение мало кому понравится, но Антонио решил не рубить с плеча и по-джентльменски договорился с финансистами о том, что он подкорректирует предложенный ему сценарий таким образом, чтобы и продюсеры были довольны, и он сам мог бы снять хотя бы частично то, что изначально хотел. В итоге получилось довольно скучное зрелище с кучей откровенного плагиата, зато успешное коммерчески :)

Начнем, пожалуй, со скуки. Она здесь, по сути, везде. В сомнамбулическом "расследовании", в котором зрителю не дают буквально никаких зацепок чуть ли не до середины третьего акта; в банальных и откровенно плохо снятых, да к тому же еще и немногочисленных, убийствах; в нелепых попытках режиссера "поддать артхауса" с использованием трясущейся ручной камеры где надо, и намного чаще, где не надо; ну и в общей затянутости ленты, которую легко можно было бы сократить минут на десять и она, при этом, ничего бы от этих сокращений не потеряла. А скорее всего, наоборот, немного выиграла.

Немного потому, что картина и по своему содержанию, и особенно по форме, до самых своих корней вторична, и эксплуатирует годами наработанные до нее хоррор/триллер штампы, не чураясь откровенного плагиата. Факт которого Антонио Бидо в своих интервью, разумеется, активно отрицает, заявляя, что никаких джиалло до съемок своего дебюта он не смотрел, а все расхожие элементы оттуда подчерпнул из лент Хичкока (Alfred Hitchcock), которого любил и уважал. Но чтобы понять, что господин Бидо откровенно пи#$ит, достаточно посмотреть лишь сцену с убийством одной из героинь, которая ОДИН-В-ОДИН содрана с аналогичной сцены в арджентовском "Profondo Rosso" (1975), вышедшим в прокат двумя годами раньше. Да и продюсеры совсем не скрывали своего желания подражать уже признанному к тому времени суперкоммерческому мастеру Дарио как названием своей ленты (в оригинале фильм называется "Кошка с Нефритовыми Глазами"), так и даже ее плакатом! Но если у Дарио все было снято очень стильно, с затейливым цветным освещением и креативными сценами убийств, то Антонио Бидо снимал все на пленку "Gevacolor" с поносными, в буквальном смысле слова, цветами, и откровенно любительскими сценами убийств, кошмарно смонтированными. Причем свой кошмарный монтаж он даже защищает, гордясь, что по количеству склеек в сцене с убийством одного из персонажей в ванне он превзошел культовую сцену убийства в душе из хичевского "Psycho" (1960). Парнишке, видимо, тогда еще никто не сказал, что количество не равняется качеству... Ну, или "прогрессивности", как он это сам подает :)

Да и в плане драматургии он особенно не отличился, умудрившись задействовать неплохих, в общем то, актеров, в откровенно дебильных ситуациях и вложив в их уста скучнейшие до ужаса, а местами очевидно нелепые, диалоги. Ну а концовка... Ее просто надо видеть :) В то время как сам фильм, в общем то, можно и не смотреть, ибо никакой исторической, и уж тем более художественной ценности он из себя не представляет, и сейчас может быть интересен, пожалуй, лишь узкой прослойке хардкорных любителей "джиалло". Через год Антонио снимет такой же посредственный, но чуть менее плагиатный и чуть более вменяемый джиалло "The Bloodstained Shadow" (1978), после чего его "еврокультовая" карьера завершится, хотя режиссерская ни шатко ни валко продолжится еще десяток с небольшим лет, за которые он снимет всего четыре фильма, один из которых телевизионный. Смотреть "Смотри", одним словом, можно исключительно суперлюбителям "джиалло" и никому больше.